"Люди несколько часов стоят в очередях и выгребают все с полок магазинов"
МВД и киевская городская администрация рекомендуют жителям украинской столицы не пользоваться личным транспортом и по возможности не выходить из дома. Жительница Киева Серафима ответила на вопросы ведущей Анны Казаковой.
— Какая обстановка в городе, с точки зрения людей, не участвующих в протестах?
— Вроде бы не видно движений, пока не подъезжаешь в сторону центра. В центре дороги перекрыты милиционерами, не пропускают в сторону Крещатика никого. Если у тебя есть документ, подтверждающий, что ты проживаешь там, могут еще пропустить. Но так практически никого не впускают. На заправках очень большие проблемы, там километровые очереди, большинство заправок уже закрыты.
— Есть ли какие-то панические настроения?
— В сторону центра перекрыли мосты. Моя знакомая на левом берегу живет, говорит, что уже перекрыли движение. В магазинах большие толкучки и даже очереди перед самим магазином, часто несколько часов надо простоять, чтобы просто войти в магазин. Выгребают абсолютно все с полок.
— Это в центре или на окраинах тоже?
— Практически везде. В среду слышала, что на левом берегу практически все пусто, а в центре немного есть паника. С мамой разговаривала, она предупреждает запастись на всякий случай.
— Люди идут в магазин и покупают, видимо, соль и спички?
— Сахар, крупы — все, все, все берут.
— Люди из города уезжают?
— Некоторые — да. Но большинство старается сидеть дома, не высовываться, по возможности пересидеть эту панику и революцию. У кого нет такой возможности, конечно, передвигаются. Раньше мы это видели в интернете, по телевидению, не вживую, мы это объезжали, вживую никто не видел практически, пока не подъезжали в центр, понятно, что это не было так ощутимо.
— В России показывают картинку, что радикалы и стреляют, и какие-то бесчинства устраивают. Что у вас показывают телевизоры?
— Да, это правда. Так и есть. У меня мама находится в этом эпицентре, потому что она проживает прямо на Провозной. Она говорит: "Я слышу выстрелы, постоянные взрывы". По телевидению нам показывают только частично. Мы видим, что ранения пулевые, пули вытаскивают из тел пострадавших и убитых. Каждый день мы это видим.
— Вы сформировали свою точку зрения на происходящее? Вы на чьей стороне?
— Я лично знаю людей, которые сражаются на Крещатике, на Майдане. Я за них, и я болею, стараюсь как-то чем-то помочь, чем могу. Мы решили с моим парнем, что поедем в больницу, будем сдавать кровь.
— Существуют люди, которые стоят на Майдане, защищают, и существуют люди, которые пытаются спровоцировать, по вашему мнению, столкновения?
— Конечно, есть такие, называют их "титушки". Они провоцируют людей, сжигают машины в некоторых районах, не в центральных, а даже чаще где-то на окраине. Были случаи такие: спаливали машины, разбивали окна на первых этажах, буянили и провоцировали мирных жителей. Есть мирные жители, не участвовавшие на Майдане, они собирались и вылавливали таких людей, чтобы они не показывали, что это майдановцы. Они провоцировали на действия враждебные со стороны мирных, но на самом деле это были те же "титушки", которые палили машины, разбивали окна. Просто машину, проезжающую по улице, они могли остановить, вытащить человека и просто его побить.
— Нужно ли вводить режим чрезвычайного положения в столице?
— Для нас это будет очень сложно. Если сейчас уже нет движения метро, так мы не можем никак передвигаться по Киеву, страшно даже выходить на улицу. Чрезвычайного положения не хотелось бы.
— Какие-то дружины, может быть, должны работать для того, чтобы как-то оградить жителей от нападения радикалов?
— Может быть. Я не знаю, я в них, честно говоря, не участвую, просто, как могу, хочу помочь. Люди самоорганизуются, проводят какие-то мероприятия, вылавливают по районам "титушек".
— Банки работают?
— Банки, говорят, закрывают. Пока можно воспользоваться только банкоматами. Насколько я знаю, собираются их закрывать. Но пока вроде еще работают.