ОСК получила вредный совет
В корпорации разгорелся внутренний конфликт
Как и предполагал "Ъ", аппаратная борьба в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) резко обострилась. Ее глава Владимир Шмаков уверяет, что сохранил лишь 10% полномочий, а реально ОСК управляет совет директоров во главе с гендиректором Крыловского центра Андреем Дутовым. По данным "Ъ", господин Шмаков пытается изменить ситуацию, внося поправки в устав ОСК. Но у совета директоров есть свой вариант поправок, и профильный Минпромторг явно поддерживает его.
Как стало известно "Ъ", топ-менеджмент ОСК подготовил новую версию устава корпорации (нынешняя версия — от лета 2012 года), где предусмотрена передача части полномочий по операционному управлению компанией от совета директоров президенту. По словам источников "Ъ", документ находится на согласовании в Росимуществе (владеет 100% акций ОСК) и Минпромторге. "Идет активная аппаратная борьба за финальную редакцию",— говорит один из источников "Ъ". В распоряжении "Ъ" попала презентация президента ОСК Владимира Шмакова. Он критикует работу совета, который возглавляет гендиректор Крыловского ГНЦ Андрей Дутов, и обосновывает необходимость расширения полномочий президента и глав входящих в корпорацию предприятий. В документе говорится, что глава ОСК имеет "лишь 10% полномочий", предусмотренных законом об АО и его роль сводится к "представительской". Основные полномочия по управлению корпораций у совета директоров. Так, без согласования с президентом назначаются главы ключевых предприятий ОСК.
При этом в презентации утверждается, что "качественный анализ" заседаний совета директоров ОСК говорит о "перекосе" в сторону решения операционных вопросов управления дочерними компаниями ОСК. К тому же из 63 заседаний совета за три года лишь 10% были очными. На уровне советов директоров дочерних компаний срок принятия корпоративных решений в лучшем случае составляет более 100 дней, а с учетом корпоративных процедур затягивается до года. При этом ОСК несет издержки на содержание 161 совета директоров, а в результате "внутрикорпоративной конкуренции" предприятия наносят "ущерб друг другу". Решить проблему Владимир Шмаков предлагает за счет передачи решения операционных задач президенту и директорам предприятий. "Очевидно, что в ОСК наступил управленческий паралич, многие ключевые решения не принимаются много месяцев",— говорит один из источников "Ъ". Он добавляет, что часто даже такие решения, как, например, установка банкомата, приходится проводить через совет. В ОСК отказались от официальных комментариев.
Источники "Ъ", близкие к совету (в него входят чиновники, представители "Роснефти", Уралвагонзавода, ВЭБа и "Ростехнологий"), говорят, что он подготовил свою версию устава, которую также передал в Росимущество и Минпромторг. В ней предложено наделить основными полномочиями по принятию управленческих решений глав создаваемых дивизионов ОСК. Но собеседники "Ъ" утверждают, что проблема не в распределении полномочий. По их данным, с сентября по декабрь 2013 года состоялось 17 заседаний совета, было выдано 49 поручений президенту ОСК, из которых исполнены лишь четыре. "Фактически речь идет о саботаже",— говорит один из источников "Ъ". Собеседники "Ъ", близкие к совету директоров ОСК, полагают, что решит проблему изменение всей системы управления ОСК с созданием дивизионов по типу выпускаемой продукции.
Собеседники "Ъ" говорят, что раньше проблем с распределением полномочий не было потому, что не было противоречий между советом и президентом. Но сейчас между Владимиром Шмаковым и Андреем Дутовым (он от комментариев отказался) разгорелась борьба за влияние. "Шмаков чувствует, что его полномочия ограничены, но не хочет быть зицпредседателем, при этом Дутов может легко проводить собственных кандидатов на посты глав ключевых предприятий",— отмечает один из источников "Ъ". Претендует на серьезное влияние в ОСК и ее первый вице-президент Дмитрий Петров, ранее возглавлявший "Вертолеты России". В такой ситуации, добавляет один из собеседников "Ъ", Владимиру Шмакову "крайне важно взять операционный контроль в свои руки, иначе лучше уйти, чем оставаться на "расстрельной должности"". В Минпромторге заявили "Ъ", что вместе с Росимуществом находятся "на финальной стадии согласования" нового устава ОСК. Но уже очевидно, что министерство поддерживает совет директоров. Там считают, что "широкие полномочия" этого органа нужно сохранить, подчеркивая, что нынешний совет "работает гораздо эффективнее, чем предыдущие".