Контрольно-протестный пункт
Кто и как попадает в Киев
Правительство Украины ограничило въезд автотранспорта в Киев. Помимо Госавтоинспекции пикеты на автотрассах, ведущих в столицу, установили и оппозиционеры, которые пытаются не допустить в город провокаторов-"титушек". О том, кто пытается попасть в Киев, вчера весь день наблюдал и корреспондент "Ъ" АЛЕКСЕЙ БАРАНОВСКИЙ.
В 6 км от Киевской окружной, возле пункта ГАИ на Житомирской трассе, три военных "ЗИЛа" почти полностью перекрыли движение — для проезда осталась лишь крайняя полоса. За грузовиками припарковался десяток автомобилей дорожной милиции. На обочине стояли два автобуса с львовскими номерами, возле которых толпились пассажиры, по 40-50 человек возле каждого. Сотрудники ГАИ в светоотражающих жилетах шарили фонариками в багажных отделениях и обнаружили в багажнике одного из автобусов связку деревянных кольев с намотанными на наконечники тряпками.
— Факелы изъяли,— посетовал мне парень лет 25 в бело-зеленом шарфе львовских "Карпат".
— Зачем вам факелы-то?
— Как зачем? Поддерживать огненную завесу, которая хорошо сдерживает бесов,— ответил мой собеседник, прикрывая лицо шарфом любимой команды.
Рядом с факелами на землю полетели дубинки, дымовые шашки, бронежилеты, каски. ГАИ фиксирует процесс изъятия всей амуниции на видео, активисты их не интересуют — теми занимается человек в штатском с камерой.
— У нас приказ изымать оружие, препятствовать перемещению гражданских лиц нет оснований,— поясняет мне автоинспектор.
— Чей приказ?
— Сверху... Антитеррористические мероприятия,— уклончиво поясняет сотрудник ГАИ.
Правда, из-за конфискованного едва не возник конфликт. Львовяне были готовы проститься со своими факелами и дубинками, но защитную амуницию отдавать не собирались. Тут на первый план выступил человек в штатском. О нем сотрудники ГАИ говорили, что он приставлен откуда-то "сверху". Человек довольно агрессивно командовал гаишниками и все время куда-то звонил.
В конце концов сошлись на том, что каски и бронежилеты митингующие заберут с собой, а все остальное оставят. Выпотрошенные львовские автобусы въехали в Киев.
На Одесской трассе ситуация была спокойнее. У стационарного пункта ГАИ была разбита палатка, в которой разместились крепкие молодые люди. Разговаривать с корреспондентом "Ъ" они отказались, а сотрудники ГАИ с улыбкой сообщили мне, что это "туристы какие-то прибились".
На дороге стояли два грузовика, но въезд в город ГАИ не ограничивала. Невдалеке у светофора стояла с желто-голубыми флагами и бейсбольными битами большая толпа молодых оппозиционеров. На прилегающем к дороге зеленом заборе они написали белой краской: "КПП. Анти-титушки". Проезжающие мимо автомобили приветственно сигналили.
— Ничего не бьем, транспорт не ломаем! — напутствовал соратников высокий молодой человек, который был тут главным. У членов его отряда на вооружении помимо баллончиков с краской — бейсбольные биты, пруты арматуры и кирпичи.
К "народному КПП" стали подъезжать экипажи Автомайдана. Кто-то из них остался вместе с митингующими, кто-то выдвинулся вперед по трассе, пообещав проинформировать пикет о приближающихся "автобусах с титушками".
Увидев на горизонте автобусы, оппозиционеры высыпали на дорогу, перекрыв движение. Удостоверившись, что "титушек" в транспорте нет, они отступили на обочину. За всем этим, посмеиваясь, наблюдали трое сотрудников ГАИ.
Подтянулась молодежь из близлежащих кварталов. У обочины расположились девушки с чаем. Кто-то зачитывал вслух со смартфона новости:
— Митингующие отбили у "Беркута" Октябрьский дворец!
— Героям слава! — воодушевленно кричали на КПП и останавливали следующий автобус.