Марк Цукерберг нашел топ-мессенджера
Facebook покупает WhatsApp
Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook покупает популярный интернет-мессенджер WhatsApp. Беспрецедентные $19 млрд Facebook готова платить ради преимущества в борьбе за пользователей мобильных устройств.
О сделке по покупке Facebook WhatsApp говорится во вчерашнем совместном заявлении компаний. Сумма составит $19 млрд, из которых $12 млрд Facebook заплатит собственными акциями, $4 млрд — свободными денежными средствами. Еще $3 млрд будет выплачено владельцам и сотрудникам приложения в качестве опциона на акции с ограничениями в течение четырех лет. При этом соучредитель и гендиректор WhatsApp Ян Кум войдет в состав совета директоров Facebook.
WhatsApp — один из самых популярных мобильных мессенджеров, основан в 2009 году. Позволяет обмениваться сообщениями, фотографиями, видеороликами и звуковыми файлами. Аудитория — около 450 млн человек, ежедневно пользователи отправляют около 10 млрд сообщений и принимают около 17 млрд. Осенью 2013 года Facebook, уже развивающая свой собственный мессенджер, пыталась купить конкурирующий сервис Snapchat — за $3 млрд, но сделка не состоялась.
WhatsApp и подобные ему программы (Skype в том числе), позволяющие бесплатно обмениваться текстовыми сообщениями, называют "убийцами SMS". По оценкам Strategy Analytics, выручка сотовых операторов в 2013 году от SMS и MMS снизилась на 4%, до $104 млрд. Развитие сервисов, позволяющих обмениваться сообщениями через интернет, приведет к падению выручки операторов от "традиционных" сообщений к 2017 году на 20% в мире и на 4% — в России, прогнозирует Strategy Analytics. Именно поэтому мессенджеры привлекают в последнее время внимание крупных компаний. За неделю до сделки Facebook с WhatsApp аналогичный сервис Viber был куплен японской интернет-корпорацией Rakuten за $900 млн. В 2011 году Skype был куплен Microsoft за $8,5 млрд.
Сделка демонстрирует гораздо больший тренд, чем просто "убийство SMS", считает управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. "Количество смартфонов в мире уже сравнялось с количеством ПК, при этом мобильные устройства полностью персонализированы,— рассуждает он.— У них есть доступ к списку контактов, всех медиафайлов на смартфоне, приложения посылают push-уведомления, к которым пользователи более лояльны. Это создает новые рыночные возможности". При этом Facebook заплатила за каждого пользователя WhatsApp $42, это дешевле, чем оценены пользователи самой Facebook ($120), то есть для последней сделка крайне выгодна.
Купив WhatsApp, Facebook не допустила усиления Google, которая с большой долей вероятности могла приобрести сервис, и увеличила базу лояльных клиентов еще на треть, а это рост доходов от рекламы и дополнительных сервисов, говорит председатель правления Spirit Андрей Свириденко. По его мнению, WhatsApp может существенно облегчить экспансию Facebook в Азию, став своеобразной точкой входа для новых пользователей. "Там уже сложилась традиция пользоваться мобильными коммуникационными приложениями. Facebook имеет более сильные позиции в десктопном варианте, а WhatsApp становится все более популярным",— считает господин Свириденко.