Звезда "Красной свиньи"

Об истории Mercedes-AMG

Илья Фролов

Первые послевоенные успехи автомобильной промышленности Германии были связаны скорее с конкурентами из BMW. По миру разлетелись фотографии Элвиса Пресли за рулем баснословно дорогого родстера 507. Почувствовав моду, множество компаний взялись за модификацию BMW, при этом совершенно не обращая внимания на продукцию Mercedes-Benz. И напрасно — даже по мнению основателя Mercedes-AMG GmbH Ханса Вернера Ауфрехта, "сделать "мерседес" лучше невозможно, но его можно сделать другим".

В конструкторском отделе Daimler-Benz шла работа над спортивным двигателем для большого седана Mercedes-Benz 300 SE. Ханс Вернер как раз занимался его стендовыми испытаниями, а его коллега Эрхард Мельхер специализировался на деталях газораспределительного механизма. Увы, из-за изменения спортивного регламента в Mercedes-Benz приняли решение приостановить проект. Но Ауфрехт и Мельхер были им так увлечены, что продолжали работу по вечерам в гараже Ауфрехта в надежде, что форсированный на 68 л. с. 170-сильный мерседесовский мотор будет интересен гонщикам. В 1965 году другой сотрудник Daimler-Benz Манфред Шик даже вышел на доработанном таким образом 300 SE на старт Немецкого кузовного чемпионата и... одержал десять побед в сезоне!

Чтобы развить успех, Ауфрехт и Мельхер решили продолжить работу в рамках собственного конструкторского бюро, название которого было с инженерной точностью и швабским бесстрастием составлено из трех заглавных букв: литеры A и M указывали на фамилии двух основателей, а G означала Гроссаспах — название деревни, где родился Ауфрехт. Причем если Ханс Вернер стал формально владельцем AMG, то Эрхард Мельхер приходился лишь его наемным работником. Обосновалась новорожденная компания на бывшей мельнице в соседней деревушке Бургшталль, а ее первыми клиентами стали частные гоночные команды.

Первой громкой победой, заявившей о восхождении звезды AMG, стала 24-часовая гонка на Бельгийской трассе в Спа в 1971 году. Для того чтобы участвовать в марафоне, компаньоны купили разбитый Mercedes-Benz 300 SEL и по вечерам превращали тяжелый представительский седан в настоящего гоночного монстра, который получил прозвище "Красная свинья". Ауфрехт работал над кузовом и подвеской, Мельхер занимался форсировкой и увеличил объем 6,3-литрового V8 до 6,8 л. Зверской силе AMG Mercedes 300 SEL 6,8 не могла помешать даже совершенно стандартная автоматическая коробка передач: на прямых седан разгонялся до 265 км/ч. Но главное — машина оказалась не только быстрой, но и очень надежной: спустя 24 часа гонщики Ханс Хейер и Клеменс Шикентанц финишировали первыми в классе и вторыми в абсолюте, всего на три круга отстав от лидеров на Ford Capri RS 2600. Впечатленные динамическими характеристиками "Красной свиньи", автомобиль купили французы из Aerospatiale-Matra, готовившие тогда к производству сверхзвуковой пассажирский самолет Concorde. Авиастроителям требовалась лаборатория на колесах для испытания повышенных нагрузок на авиационные шины.

Но главное — обладателем дорожного 300 SEL серии W109 от AMG теперь мог стать любой желающий. Объем двигателя не менялся, все те же 6,3 л, но его модифицированная конструкция с увеличенной степенью сжатия позволяла снять со стандартных 250 л. с. — 280, 300 и все 320 л. с., клиент мог сам выбрать желаемую степень форсировки. Таким образом, и без того быстрейший немецкий седан своего времени мог разгоняться до сумасшедших 235 км/ч, а для того чтобы набрать 100 км/ч, ему требовалось всего 6,7 с. По нынешним меркам — не быстрее Volkswagen Golf GTI, но в начале 1970-х годов это была динамика на уровне Lamborghini.

После десяти лет существования в AMG уже работало около сорока сотрудников. Компания разрослась и переехала в городок Аффальтербах под Штутгартом, где были оборудованы специальные мастерские и офисные помещения. Не дремали и конкуренты: в 1977 году на рынок вышли небезызвестные Brabus и Lorinser — компании, предлагавшие свои дополнения к серийным Mercedes-Benz. Но AMG продолжали стоять особняком, привлекая к себе внимание то успехами в спорте (облегченный с 1700 кг до 1225 кг Mercedes-Benz 450 SLC AMG cо штатной автоматической коробкой передач победил в 1980 году в гонке на Нюрбургринге), то техническими инновациями (четырехклапанный механизм газораспределения собственной разработки). Доработанная таким образом головка блока 5-литрового мерседесовского V8 от тогдашнего S-класса позволила довести мощность мотора до 385 л. с. После чего специалисты AMG имплантировали "восьмерку" в модель E-класса с кузовом W124, получив повседневный автомобиль с динамикой суперкара.

Mercedes-Benz 300 E 6,0 AMG 1987 года стал первым серийным седаном, способным разгоняться до 300 км/ч, за что получил прозвище The Hammer — "молот". Особенно известным "молот" стал в США, позволив AMG открыть для себя богатый рынок Северной Америки, а вот сам концерн Daimler-Benz за доработкой спортивных версий все еще обращался к другим производителям. Первое сближение наметилось во второй половине 1980-х годов, когда AMG доверили подготовку двигателей гоночных "Серебряных стрел" для немецкого чемпионата DTM.

В течение следующих десяти лет эти машины завоевали 54 победы в 106 гонках. А в 1990 году AMG и Daimler-Benz заключили договор о кооперации, согласно которому Mercedes-Benz 190 E 3,2 AMG становился первым автомобилем из Аффальтербаха, который продавался через мерседесовскую дилерскую сеть и обеспечивался заводской гарантией.

Тем временем на гоночных трассах чемпионата FIA-GT Championship доминировал 631-сильный гоночный прототип Mercedes-Benz CLK GTR, разработанный подопечными Ауфрехта с нуля. Следуя условиям участия в чемпионате, CLK GTR был выпущен партией в 25 автомобилей по цене $1,5 млн каждый и в 1998 году выиграл десять этапов первенства из десяти, принеся немцам чемпионский титул.

Пройдя путь от основателя небольшого конструкторского бюро в бывшей мельнице до всемирно известного производителя спортивных Mercedes, Ханс Вернер Ауфрехт в 1999 году создал еще одну компанию — H.W.A. GmbH, занимающуюся автоспортивными проектами. Она по сей день собирает гоночные "Серебряные стрелы" для DTM. И параллельно подписал договор, согласно которому 51% акций AMG переходили концерну Daimler Chrysler AG, а в 2005 году штутгартцы довели свою долю до 100% — теперь AMG стала полноценным отделением Mercedes-Benz и была вовлечена в процесс разработки новых штутгартских автомобилей на самых ранних стадиях.

В настоящее время на предприятии Mercedes-AMG GmbH в Аффальтербахе занято 1100 сотрудников, причем больше половины из них — испытатели, инженеры и механики. Они отвечают за самую широкую в истории фирмы линейку из 22 автомобилей мощностью от 422 л. с. до 751 л. с., причем один из них, SLS AMG, целиком и полностью разработан собственными силами.

С 2010 года фирма представлена командой Mercedes AMG Petronas и в "Формуле-1", а ее будущее, очевидно, олицетворяет серийный Mercedes-Benz SLS AMG E-Cell — электрический суперкар с четырьмя электромоторами суммарной мощностью 533 л. с. и нулевыми выбросами в атмосферу. Ведь, когда улучшить Mercedes-Benz кажется невозможным, его просто можно сделать другим.

Вся лента