Гармония предчувствия

Борис Барабанов о двенадцатом альбоме группы "Сплин"

Грандиозный бэк-каталог и сплоченная армия поклонников, обеспечивающая "Сплину" аншлаг в любом городе, позволяют Александру Васильеву не особо оглядываться на радио и не думать в категориях "возьмут или не возьмут". Болезненное признание в любви к родному Петербургу в песне "Всадник", импрессионистский набросок "Мысль", городской психологический этюд "Мороз по коже", хлесткая цитата с мощным собственным развитием ("Старый дом"), грустная философская баллада "Рай в шалаше", медитация на одной строчке "Все наоборот", чистая мелодекламация "Дверной глазок". Претендентов на "народные песни" среди треков "Резонанса" немного. Хотя вот произведение "Ай лов ю!" имеет не просто хитовую, но буквально вирусную природу, да еще со всеми этими легкомысленными дудками и сладкими струнными. Это та песня, которую вы будете петь летом 2014 года, готов спорить. Нет причин для того, чтобы она не встала в один ряд с бронебойными любовными вещами "Сплина" "Мое сердце" и "Новые люди", надежными аргументами против клише "депрессивного "Сплина"".

Многословная вещь "Помолчим немного" полностью выстроена на чужих стихах, как "Маяк" в "Раздвоении личности" или "Петербургская свадьба" в "Обмане зрения". К слову, автор "Помолчим немного" — тщательно законспирированный блогер из забытого уже многими ЖЖ. Александр Васильев категорически отказывается называть его имя. "Одевайся, пойдем, чудовищно пахнет гарью. Выводи свои обугленные войска. Мы такого тут натворили и наломали, что от ужаса сгущаются облака" — это текст, записанный и тем более написанный задолго до февраля 2014 года. И то, что он появился именно на этом альбоме именно этой группы, заставляет простить ей и длинноты, и дефицит мелодий, и слово "играется" в другой песне.

Александра Васильева в очередной раз буквально накрыло поэзией. Соответствие каким-либо музыкальным ориентирам — тема для "Сплина" давно неактуальная. Васильеву гораздо важнее полноценно разместить в новых треках пришедшие на ум слова. Большинство вещей "Резонанса" — шлифовка уже существующих и хорошо зарекомендовавших себя песенных формул. И то, насколько они срезонируют с настроением слушателя, зависит только от слушателя, а не от посредника в лице радио, например.

Если предыдущий диск "Обман зрения" вышел, когда в вашей жизни была белая полоса, то его непрошибаемый питерский консерватизм вряд ли пришелся ко двору. А если вы переживали ту самую депрессию северного образца, то до покупки альбома или билета на концерт оставался один клик. Альбом "Резонанс" хорош, если надо поговорить, а поговорить не с кем. Было бы глупо не использовать потенциал сегодняшнего состава группы, способного обеспечить текстам лидера как щемящий лиризм аранжировок, так и штормовое смятение, и поэтому звучание "Резонанса" какое угодно, только не однообразное. Но тексты все равно остаются на первом плане. Сам же автор считает, что все составляющие находятся в гармонии. Причина тому — эмоции крайне позитивного свойства. Работа над новыми песнями совпала по времени с ожиданием появления на свет второго сына, который родился у Александра Васильева незадолго до выхода альбома.

Сплин "Резонанс. Часть 1" (Navigator Records)
www.splean.ru

Борис Барабанов

Другие музыкальные альбомы недели

Вся лента