Кто в состоянии?
Руслан Кошулинский,
вице-спикер Верховной рады:
— Ситуацию в стране могут контролировать только консолидированные усилия общественности, политиков, духовных авторитетов, лидеров церквей. Только совокупность усилий всех. Ни один лидер или политическая фигура сейчас не в силах в одиночку справиться с ситуацией. Думаю, если удастся консолидировать усилия, тогда ситуация будет контролированной. В противном случае страну ожидают самые ужасные сценарии. Наиболее страшный из них — Украину поглотит хаос.
Евгений Захаров,
сопредседатель Харьковской правозащитной группы:
— На западе и в центре страны больших проблем в смысле управляемости не будет, а вот на юге и востоке ситуация более напряженная. Партия регионов здесь де-факто сохраняет свое влияние и контроль над ситуацией. В некоторых областях страны, можно сказать, безвластие: губернаторы ушли в отставку, правоохранительные органы дезориентированы и растеряны. При этом считаю, что угрозы развала страны нет — СБУ и центральная власть довольно жестко реагируют на проявления сепаратизма, однако на востоке есть страхи и паника, что "придут бандеровцы и все отберут". Поэтому сейчас стране очень важно вернуться к праву. Нужно выходить из состояния революции — не отказываясь от ее достижений, необходимо начинать жить и развивать страну строго в рамках правового поля.
Михаил Чечетов,
первый заместитель главы фракции Партии регионов:
— В настоящее время ситуацию в стране полностью контролирует Верховная рада. Было принято решение относительно президента, правительство находиться в статусе и.о... Верховная рада взяла ситуацию под контроль — и вполне легитимно, потому что сейчас вернулось действие Конституции 2004 года, и у нас парламентско-президентская республика. Украина пойдет путем демократических преобразований и экономических реформ. Нужна революция в сфере малого бизнеса — крен на максимальную дерегуляцию экономики и создание максимально благоприятных условий для развития малого предпринимательства, которое формирует средний класс страны.
Виктор Чумак,
глава парламентского комитета по борьбе с оргпреступностью и коррупцией (УДАР):
— Страну контролирует центральная власть — Верховная рада и местные органы. Путь развития очевиден — будет создано коалиционное правительство, которое займется оздоровлением экономики и перерождением государственных институтов, в том числе реформой правоохранительных органов. Будет подписано соглашение об ассоциации с Евросоюзом. В экономической политике Кабинет министров сделает ставку на дерегуляцию, предыдущая власть госрегулированием убила средний класс.
Сергей Соболев,
заместитель главы фракции "Батькивщина":
— Сейчас контролировать ситуацию в стране способен только Майдан. Чтобы опять не появились взяточники в правительстве, чтобы опять не было закулисных игр в политике. Появился реальный фактор, которого боятся все политики — независимо от того, какие партии или фракции в парламенте они представляют. Тот, кто думает, что сумеет обмануть Майдан, будет уничтожен как политик или общественный деятель.
Владимир Фесенко,
глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента":
— Относительно контролирует ситуацию в стране новая власть, формируемая Верховной радой, эта власть де-факто носит коалиционный характер. Не оправдались опасения относительно раскола страны, хотя риски локальных конфликтов еще сохраняются — непростая ситуация, например, в АР Крым. Однако в целом процесс становления новой власти идет быстро, у восточных регионов не оказалось лидеров, кроме опереточных харьковчан, а Виктор Янукович себя делегитимизировал кровью.
Петр Симоненко,
первый секретарь ЦК Коммунистической партии Украины:
— Ситуацию в стране контролируют те, кто были заказчиками и исполнителями всех действий, которые последние два месяца происходили на майдане. Кто это — нетрудно догадаться: крупный капитал, который работал с партиями "Батькивщина", "Свобода" и УДАР. Иначе и быть не могло. К сожалению, сейчас будет реализоваться классическая схема — вначале переворот, а потом уже мародерство — как политическое, так и материальное.
Алена Гетьманчук,
директор Института мировой политики:
— Я не вижу ни украинского Лешека Бальцеровича, ни украинского Вацлава Гавела — безупречного морального авторитета и политика с реформаторским потенциалом. Поэтому если мы думаем о реформировании и модернизации страны, то необходима команда профессионалов, то есть "коллективный Бальцерович". И хотя новая власть взяла на себя ответственность, ей не стоит спешить и отстранять от дел некоторых прежних руководителей среднего звена. Там есть немало профессионалов, и даже если они не перешли открыто на сторону Майдана, это не означает, что у них нет здравых идей относительно выведения страны из кризиса.
Подчеркну важный момент — не всех оппозиционеров можно допускать к власти, нужно помнить об их прошлом. В частности, в экспертном, гражданском сообществе сложился консенсус о том, что Юлия Тимошенко — не наш герой. Она — символ "оранжевой революции" и выборочного правосудия, но она не может быть символом новой европейской Украины.
Анна Герман,
народный депутат от Партии регионов:
— Нам необходимы профессиональные, опытные люди, которые смогли бы получить поддержку и на Востоке, и на Западе. Примером может быть Петр Порошенко. В Партии регионов тоже есть немало людей, которые понимают популярность идеи европейской перспективы. Так что на этой платформе можно было бы даже создать новое большинство. Вот только не знаю, в состоянии ли нынешняя Верховная рада пойти по этому пути. Боюсь, все снова сведется к кулуарным договоренностям, а должности поделят исходя из интересов финансовых групп. Впрочем, если это произойдет, то сегодняшняя власть тоже продержится недолго.
Моше Реувен Асман,
главный раввин Киева и Украины:
— Могу только благословить и сказать, что необходимо строить новую достойную страну, чтобы ее люди были счастливы. Мы, евреи, как неотъемлемая часть украинского народа, молимся за это.
Виктор Иванчик,
генеральный директор агрохолдинга Astarta:
— Ответ очевидный — профессионалы. Что касается премьер-министра, то почему бы не назначить Петра Порошенко? Человек, который смог создать собственный крупный системный успешный бизнес, сможет способствовать созданию эффективного государственного управления и эффективной и конкурентоспособной экономики. Сегодня многие говорят, что в правительстве должны быть те, кто не имеет собственного бизнеса. Я не считаю это главным, фундаментальным требованием. В первую очередь это должен быть патриот Украины, человек честный, открытый, предсказуемый, способный работать по известным европейским принципам корпоративного управления.
Владимир Щелкунов,
президент Украинского национального комитета ICC:
— Если говорить о персоналиях, то для стабилизации необходимо профессиональное и аполитичное правительство. Оно сможет в сотрудничестве с МВФ и другими организациями провести все необходимые реформы, не отвлекаясь на партийные задания. В этой связи обнадеживают заявления МВФ и ЕС о готовности поддержать Украину. Дестабилизация ситуации им не нужна, так же, я уверен, как не нужна она и России.
Андрей Перетяжко,
президент Украинской федерации страхования:
— В каждой отрасли есть профессионалы, и именно эти люди должны войти в правительство. В финансовом направлении, например, таким человеком является Виктор Пинзенык, который может временно или на постоянной основе возглавить Министерство финансов. Если говорить о страховом секторе, то в нашей ассоциации есть такой специалист, как Александр Завада. У него большой чиновничий опыт работы, кроме того, он долгое время руководил страховой компанией, поэтому знает о проблемах страхового бизнеса не понаслышке. Мне кажется, у него есть все данные, чтобы возглавить небанковский регулятор.
Михаил Бродский,
глава Госслужбы предпринимательства:
— Украине нужен только технический премьер, который не будет задумываться о выборах и своих рейтингах. Если это будет политик, то можно ожидать отмены пенсионной и медицинской реформы, возврата льгот детям войны, создания новых льгот детям Майдана. Тогда можно будет сразу уезжать из страны. При этом важно, чтобы в парламент вместе с фамилией кандидата в премьер-министры вносилась подробная программа его действий.
Сергей Бродович,
глава инвестиционной группы ТАСК:
— Какие-то имена называть сложно. В последние годы в стране сложилась такая ситуация, что вопросы есть практически ко всем политикам. Как они себя будут вести, какие выводы сделают из Майдана и событий последних дней — неизвестно. Ведь кто-то сможет провести черту под прошлым и начать новую жизнь, а кто-то — нет. Сейчас мы вряд ли сможем определить, кто есть кто. Пока я вижу лишь то, что в Украине сформировалось гражданское общество, которое в состоянии проконтролировать политиков.
Виктор Быкадоров,
председатель наблюдательного совета "Лугансктепловоза":
--Стабильности в стране нет, а без нее ничего и не будет. Когда что-то меняется, всегда найдутся те, кому это не нравится.
Михаил Весельский,
совладелец группы "Евротэк":
— Правительство. Какие-то другие альтернативные органы — это утопия. Должно быть сформировано легитимное правительство, которое будет выполнять свои обязанности и нести ответственность.
Марк Зархин,
владелец компании "Система быстрого питания" (развивает сеть пиццерий "Челентано"):
— Новая команда. И этим чиновникам нужно дать работать бизнесу, тем, кто создает положительные потоки в бюджет. При условии снижения регуляции рынка, а также при выполнении чиновниками своих регуляторных функций постепенно запустить работу бизнеса, экономики в целом.
Павел Овчаренко,
председатель правления ПАО "Укртатнафта":
— Нормальное, честное правительство. Нам не нужно помогать и не надо мешать, тогда все будет хорошо. Повести за собой государство должен человек, который относится к стране как к управлению предприятием. Это не должен быть политик, но профессионал, для которого имеют значение не рейтинги, а только работа. У нас очень живучая экономика, если ее не гробить специально, и трудолюбивый предприимчивый народ. У нас строят большие корпорации и успешно их развивают, так что почему бы не прийти такому человеку и руководить страной?
Татьяна Попова,
председатель правления Интернет Ассоциации Украины:
— На сегодняшний день есть только один легитимный орган власти в стране — это Верховная рада, именно она, сотрудничая с силовыми ведомствами, и под жестким гражданским контролем может спасти страну от раскола. Майдан сделал серьезную прививку тем, кто сейчас принимает решения, и надеюсь, что у них хватит политической воли назначить техническое правительство из непартийных специалистов и тех, кто пользуется доверием гражданского общества.
Сергей Бойко,
президент компании "Воля":
— Это должен быть человек, которого выберут на конкурсе среди топ-менеджеров украинского бизнеса. Политики сейчас много говорят о том, что нам необходимо "техническое правительство". Вот такой человек его и сможет возглавить и сформировать по своему разумению. Это должен быть новый, молодой профессионал до 40 лет с опытом работы на руководящей должности на протяжении пяти-семи лет.