Купюры

"Московский комсомолец", Москва, Россия

Одним словом, Виктор Янукович пал, и бог с ним. Еще раз повторяю: мне крайне несимпатична манера, в которой на Украине сменилась власть. Но я (обозреватель Михаил Ростовский.—"Ъ") убежден: и сам факт смены власти, и манера, в которой она произошла,— это в значительной степени вина самого Януковича. Тот факт, что ты демократически избран "на царство" еще не означает, что ты имеешь право пять лет считать себя неуязвимым и почивать на лаврах. Власть — это прежде всего огромная ответственность, тяжеленная ноша, мандат на неустанный, денный и нощный неблагодарный труд. Виктор Янукович, по контрасту, истолковал свое избрание на пост главы государства как мандат если не на "кормление", то на перекачку самых ценных экономических и властных активов в стране от "социально чуждых" к "социально близким". В такой сложной, бедной, разоренной стране с анархическими традициями, как Украина, подобное поведение было не лучшим способом удержать "шапку Мономаха". Вот Янукович ее и не удержал. Все закономерно.

The Guardian, Лондон, Великобритания

Это был невероятно драматический день для всей Украины (22 февраля.—"Ъ"). Тогда как один опозоренный президент наконец-то сбежал из Киева, другой жаждущий власти объявился в городе. Не каждому в Украине нравится Тимошенко; скажем прямо — далеко не каждому на майдане Незалежности она нравится, как можно судить по прохладной реакции собравшихся на ее появление. Тем не менее мало кто будет отрицать ее выдающуюся политическую хватку, которой остро не хватало оппозиционным лидерам протеста. И хотя Тимошенко стала более слабой, постаревшей и выведенной из строя, очевидно, что ей по-прежнему присущи неистовые политические амбиции.

The New York Times, Нью-Йорк, США

Неизвестно, чем заполнится вакуум, оставленный Януковичем: возможно, организованным руководством новосозданных оппозиционных партий, возможно, хаотичной какофонией разгневанных голосов с улицы, или, возможно и хуже всего, образованием двух или более противоборствующих центров власти, толкающих раздробленный народ к распаду по сценарию Югославии.

Deutsche Welle, Германия

Надо еще подождать, чтобы увидеть, как партия Януковича в целом будет реагировать на события в Киеве. Есть опасность, что радикальные политики в ее рядах и впредь будут настраивать народ против демократического движения в Киеве. Юлия Тимошенко тоже может послужить причиной для разногласий. Она уже объявила, что намерена выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах. Среди прежних лидеров оппозиции она, очевидно, остается самым популярным политиком. Но при этом из-за нее постоянно возникали политические разногласия — насколько страстно поддерживали ее одни украинцы, настолько решительно до сих пор отвергали другие.

Прежде всего Украина сейчас нуждается в диалоге. Необходима политическая перезагрузка. Оппозиция, которая теперь взяла на себя власть в Украине, должна доказать, что предпринятые шаги приведут к национальному примирению. Только тогда могут удаться демократические перемены. И надо надеяться, что политики с востока Украины, до сих пор поддерживавшие Януковича, тоже готовы к новому старту.

Los Angeles Times, Лос-Анджелес, США

События в Киеве, да и вообще в стране, создают ощущение, что революция достигла кульминации. Сбежав в свою восточную крепость, президент Виктор Янукович обрушил свой гнев, заявив о "нацистах" и "бандитах". Он настаивал, что остается главой страны и не собирается уходить. Но, похоже, это уже никого не интересует. Парламент — проголосовал за его отстранение. Протестующие — захватили президентскую резиденцию. Ближайшие сторонники — бегут из страны. Заклятый враг — освобожден из тюрьмы. Некоторые с трудом узнали эту белокурую женщину с фирменной косой: коса на месте, но лицо опухло, а небольшая фигурка находится в инвалидной коляске — последствие проблем со спиной. Однако ее слова сохранили силу.

Financial Times, Лондон, Великобритания

Появление ослабленной Тимошенко, вещающей со сцены в инвалидном кресле из-за проблем со спиной, стало кульминацией чрезвычайно драматичного дня, в течение которого президент то исчезал, то появлялся, а затем его вообще свергли. Украинский парламент проголосовал за отстранение президента Януковича спустя час после его появления в видеообращении, утверждавшего, что в стране затеян государственный переворот. Янукович упустил не только рычаги власти, но, кажется, и поддержку олигархов.

"Российская газета", Москва, Россия

Что ждет Украину после того, как президент Виктор Янукович выпустил ситуацию из-под контроля, довел ее до кровопролития и, отказавшись выполнять свои прямые обязанности, скрывается где-то в Донецкой области? Что ждет тех людей, которые выполняли свой долг по поддержанию конституционного порядка и которых сегодня радикалы угрожают резать и вешать? Что будет с русскоязычным населением, которое хозяйничающие в Киеве наследники Бандеры называют предателями? Какое будущее ждет еврейское население, если к власти на Украине придут люди, входящие в мировой список наиболее отъявленных антисемитов? Сегодня никого не волнует, насколько юридически безупречными выглядят законы, принятые депутатами Верховной рады. К тому же центр Киева контролируют сотни "Правого сектора", которые не намерены сдавать оружие и покидать политическую сцену. Так что депутаты, оказавшись в заложниках у военизированных группировок, один за другим штампуют законы "нового времени". Среди них, кроме основополагающих — об отстранении президента и назначении новых выборов или возврате к Конституции 2004 года, попадаются весьма любопытные — например, о праве любого гражданина Украины пропагандировать нацистские ценности.

Вся лента