"Рассчитывать, что Юлия Тимошенко будет строить демократию, очень наивно"
Президент Виктор Янукович арестован в Крыму. Об этом заявил народный депутат от партии УДАР Владимир Куренной. Официального подтверждения этой информации пока нет. Политолог Николай Петров ответил на вопросы ведущих Дарьи Полыгаевой и Олега Богданова.
Как стало известно ранее, 22 февраля Виктор Янукович совершил две попытки покинуть Украину, однако ему помешали отряды пограничников. Кроме того, территорию страны пытался покинуть бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко.
Из аэропорта Донецка пытались бежать бывший генпрокурор Украины Виктор Пшонка и экс-министр сборов и доходов Александр Клименко. Как сообщают СМИ, никому из них не удалось покинуть границы Украины. Они находятся в стране, однако более точное местонахождение беглых чиновников неизвестно.
Д.П.: Поступают сообщения о том, что разные западные страны готовы предоставить финансовую помощь. Великобритания готова, об этом заявлял министр финансов страны, и МВФ тоже говорит: "Если обратитесь, денег дадим". Как вы считаете, почему западные страны не смущает все то, что происходит в последние дни на Украине?
О.Б.: Вчера официально Венгрия заявила: "Мы денег дадим, $10 тыс.".
Д.П.: Почему не смущает, в частности, то, как отставили Януковича после того, как он пошел на встречу с оппозиционерами, подписал с ними соглашение?
Н.П.: Я не думаю, что позиция западных стран сводится к тому, что оппозиция поддерживается 100%, а вторая сторона считается единственно виновной в той конфронтации, которую мы наблюдали. Но то, что касается финансовой помощи, понятно, что страна находится в очень тяжелом состоянии, и даже те выборы, которые сейчас назначены на 25 мая, до них надо дожить, надо выплачивать зарплаты и так далее. Независимо от того, что окончательно власть еще не сформирована, исполнительная власть в Украине предоставляется или, по крайней мере, объявлено о предоставлении помощи, которая отчасти компенсирует ту недополученную от России финансовую поддержку. И отчасти позволит стабилизировать ситуацию и разрешить ее в нормальных условиях, а не в революционных.
Д.П.: Как вы считаете, какие условия Запад может выдвинуть?
Н.П.: Я думаю, что целый пакет реформ, который уже предлагает украинская бывшая оппозиция, а теперь уже правящая коалиция, будет поддержан Западом. И те переговоры, которые велись и будут еще вестись, мне кажется, очень четко конкретизируют те позиции, которые должны быть, сроки, в которые эти позиции должны быть реализованы.
О.Б.: Судя по тому, как Европейский союз находил деньги для Греции, как тогда голосовалось, и какие процедуры должны пройти, это дело не быстрое, правильно я понимаю? В случае Международного валютного фонда есть квоты выделения определенной помощи на одну страну, тоже процесс не быстрый, потому что необходим действующий кабинет министров и необходим план выхода экономики из кризиса, правильно, Николай Владимирович?
Н.П.: И да, и нет. Я думаю, что не случайно мы слышали заявление о предоставлении помощи со стороны лидеров конкретных стран, которые могут принимать эти решения помимо евробюрократии. Поскольку ситуация понятна, и понятно, что времени на то, чтобы месяцами обсуждать условия предоставления денег нет, речь поначалу, по крайней мере, будет идти о целевой передаче средств со стороны конкретных стран, а не Евросоюза в целом.
О.Б.: Но у них есть бюджет, они должны его выполнять. Там суммы будут, видимо, не такого порядка, там не $1-3 млрд.
Н.П.: Я думаю, что та сумма, которая сейчас звучит — это $20 млрд — так или иначе, не обязательно в течение недели-двух, но будет предоставлена. Другое дело, что Евросоюз испытывает понятные финансовые проблемы. Есть члены Евросоюза, та же Греция, которые находятся в тяжелой финансовой ситуации, и просто так выделять деньги в экстренном порядке никто не будет. Но средства, я думаю, будут первоначальные выделены прямо сейчас.
Д.П.: А позиция России, как вы считаете, не изменится? Денег Украина, я так понимаю, от Москвы уже не получит?
Н.П.: Я не уверен, что не получит, по двум причинам: и по причине того, что Юлия Тимошенко это вполне договороспособный партнер, и мы видели в прошлом много раз, когда наше руководство с украинским под ее началом достигало быстро и эффективно каких-то договоренностей. А с другой стороны, Россия не может, в том числе, из-за заявлений стран Евросоюза, чувствовать себя в этом смысле монополистом, от которого зависит выживание украинской экономики. И при предоставлении финансовой помощи со стороны Запада играть в "дадим сейчас, не дадим сейчас, дадим, но на каких-то условиях" будет сложнее, хотя понятно, что наша помощь тоже будет обставлена совершенно конкретными условиями.
О.Б.: Вчера я наблюдал за событиями, которые на Майдане происходят, новая тема, интересная тенденция возникла у них — это оппозиция оппозиции, Майдан против оппозиции. И, судя по всему, те радикальные деятели, которые сейчас присутствуют в центре Киева, выступают за то, чтобы ввести закон о люстрациях. То есть, вся система власти, вся система управления, если это будет принято, судя по всему, работать не будет на Украине. И главный вопрос: когда будет сформировано правительство новое? Наверное, это вопрос сейчас для многих за рубежом главный, в том числе и для России.
Н.П.: Я думаю, это очень серьезный вопрос. И это вопрос, который возникает в ходе любой революции, то есть те силы, в том числе радикальные, которые способствовали смене власти, совсем необязательно приветствуют приход новой власти. Тем более что многие справедливо могут считать, что Юлия Тимошенко — это представитель той же самой политической элиты, что и свергнутая команда Януковича, отчасти, что и те три лидера оппозиции, которые сейчас не очень активно поддерживаются в Украине. Мне кажется, что здесь главный вопрос — это не приход "хорошего" лидера.
Юлия Тимошенко жесткий и вполне авторитарный человек, и рассчитывать, что без какого-то контроля извне она будет строить демократию, мне кажется, было бы очень наивно. Мне даже в свое время, когда она проиграла президентские выборы, казалось, что намного лучше для демократического развития страны иметь такого президента, как Янукович, а не такого, как Юлия Тимошенко.
Поэтому мне кажется, то, что мы наблюдаем сейчас — это совершенно естественный процесс, когда политические силы, включая и радикальные политические силы, устанавливают какие-то ограничения для политиков. Теперь уже это вопрос политического искусства маневрирования со стороны Тимошенко — каким образом ей удастся сохранить поддержку, каким образом ей удастся вести диалог с Майданом, не настраивать его против себя и проводить ту политику, в которой заинтересовано большинство украинцев.