Завод мастеров

Архив

Уралмашевцы — постоянные герои "Огонька"

Первым из выдающихся уралмашевцев, чья фотография появилась на страницах журнала, стал комсомолец-стахановец М. Савченко. В 1939-м информацию, что "Уралмаш досрочно выполнил программу производства, установленную на первые месяцы", иллюстрировал портрет Савченко, занятого нарезкой шестерни.

В том же году "Огонек" рассказывал про коллектив "Уралмаша", приурочив публикацию к 10-летию с начала строительства завода (оно стартовало в 1928-м): "Каменщики, землекопы, плотники, бетонщики, руками которых строился завод, стали слесарями, фрезеровщиками, токарями, литейщиками, кузнецами на новом заводе, оборудованном по последнему слову техники".

Во время войны на обложках "Огонька" появлялись танки: так отмечался результат самоотверженного труда уралмашевцев, которые вносили свой вклад в победу.

А номере за 1951 год "Огонек" рассказывал читателям о талантливом конструкторе "Уралмаша" Георгии Лукиче Химиче.

"В кабинете директора "Уралмашзавода" шло совещание конструкторов. Обсуждался проект универсального прокатного стана для восстанавливающегося в Сталинграде металлургического завода "Красный Октябрь". Конструктор Георгий Лукич Химич предложил создать более производительный, технически совершенный прокатный стан... Химич в своей речи оказался убедителен, его назначили руководить группой по созданию новой машины... Это было в конце 1945 года, когда Химич только вернулся из армии. Он еще ходил в офицерском кителе, жадно, с волнением присматривался к переменам на родном заводе. На "Уралмаше" его встретили старые друзья — товарищи по конструкторской, которую он покинул на второй день войны... Многие думали, что Химичу трудно будет вернуться к специальности. Первый месяц своей послевоенной жизни на заводе Георгий Лукич много наблюдал за работой, от которой был оторван четыре года".

Но Георгий Химич доказал, что настроен серьезно: "На работу Георгий Лукич приходил в 8 часов утра, домой уходил в 10-11 вечера. Казалось, он не знает усталости. Конструкторы с первых дней увидели, что он не отстал от них, не растерял своих качеств. Новые и новые оригинальные решения отдельных узлов стана рождались в эти часы радостного труда. На глазах у всех была создана новая машина".

"Огонек" рассказал, и как Георгий Химич оказался в свое время на "Уралмаше". История эта показательная — для него, как и для многих работников завода, работа на "Уралмаше" стала путевкой в большую и интересную жизнь: "В 1929 году Химич с другом, таким же, как он сам, украинским парнишкой, отправился в поисках великих дел из родного Глухова на Восток. Они ехали в легендарную Сибирь, где строились новые заводы. Но по пути задержались в Свердловске. Чтобы заработать на дальнейший путь, отправились на биржу труда. Там, узнав, что по специальности они слесари, предложили отправиться на строительство "Уралмашзавода". Завод стоял еще в лесах. Все здесь понравилось ребятам — именно такой представляли они стройку. Друзья решили остаться в Свердловске. Химич вскоре попал в конструкторскую: он умел чертить. А через полтора года завод направил его в Уральский политехнический институт. В 1936 году Георгий Лукич с дипломом инженера вернулся на завод, который стал для него родным".

В 1950 году журнал писал о том, как "учатся люди "Уралмашзавода"", как "в руках недавнего еще рабочего-стахановца появляется диплом инженера". "В Уральском политехническом институте учатся без отрыва от производства,— писал "Огонек".— В его аудиториях можно встретить электрослесаря Илью Ситникова, карусельщика Александра Пьянкова, строгальщика Михаила Баранчикова, токаря Юрия Васильева, фрезеровщицу Валентину Кремлеву и многих других стахановцев "Уралмаша", будущих инженеров".

С молодежью на предприятии работали серьезно: "Девять месяцев назад пришел на "Уралмаш" Петя Спирин, 18-летний юноша из уральского села Макрушино. Мастер подвел Петю к огромному фрезерному станку, около которого стоял сосредоточенный, серьезный человек, и сказал: "Вот тебе, Михаил Петрович, новый ученик". Опытный фрезеровщик Михаил Петрович Кузьмин терпеливо и настойчиво обучал крестьянского паренька. И вот сдан техникум. Теперь Петя Спирин — молодой квалифицированный рабочий, помощник своего учителя".

При этом, как далее говорилось в репортаже, "учитель Пети Спирина, окончив работу, прямо из цеха направляется в школу и садится за ученическую парту". "На "Уралмаше" 2600 человек занимаются в вечерних школах, там можно встретить и безусых токарей, и степенных пожилых рабочих. Для последних выделена одна из школ, чтобы не смущались они соседством молодежи. Михаил Петрович Кузьмин решил получить среднее образование. Случается, что готовить уроки ему помогает дочка Людочка, на один класс обогнавшая отца".

Еще один герой этого репортажа — инженер Сергей Алексеевич Двинянинов: "Он ведет на четвертом курсе техникума предмет — металлорежущие станки. Вся жизнь конструктора Двинянинова насыщена учебой. Он пришел на "Уралмаш" по окончании техникума, когда еще только строились цеха завода. Окончив в 1945 году вечерний институт и получив диплом инженера, он и теперь учится. С большим интересом прослушал недавно лекции Михаила Ивановича Анфимова на курсах повышения квалификации инженеров-конструкторов. Занятия проходили в заводских цехах, у чертежных досок, в заводской лаборатории". А сам Анфимов, начальник бюро прокатного оборудования на "Уралмаше", по вечерам приходит на кафедру деталей машин Уральского политеха, где он слушатель. "Он один из 23 инженеров "Уралмаша", которые входят в высшую группу разветвленной сети завода — группу диссертантов. Уже сдан кандидатский минимум: общий курс деталей машин, английский язык, специальный курс по червячным передачам. Успешно сдан философский цикл. Теперь время на написание кандидатской диссертации".

Своей не только профессиональной работой, но и научными трудами получил признание "прославленный стахановец "Уралмаша" коммунист Виктор Терентьевич Пономарев": "Он разработал новый метод скоростной нарезки шестерен и произвел подлинную революцию в зуборезном деле", а "написанная им книга получила широкое распространение среди рабочих и инженеров на предприятиях страны".

Подлинной технической революцией, совершенной коллективом "Уралмаша", стало создание первого шагающего экскаватора — это событие "Огонек" подробно освещал на своих страницах: "На рассвете морозного декабрьского дня 1949 года из Свердловска в Москву вылетел нагруженный самолет. В ящиках, заполнивших фюзеляж, находилась разобранная модель необыкновенной машины, созданной на Уральском заводе тяжелого машиностроения, экскаватора ЭШ 14/65и — электрический, шагающий с ковшом 14 кубометров и длиной стрелы 65 метров. Немало совершенных механизмов дал советской промышленности "отец заводов". Но ни одна из машин еще не поднималась до такого высокого технического уровня, какой был достигнут в конструкции. Прославленный завод открывал новую страницу своей истории. В конце декабря на "Уралмаше" сборщики-стахановцы завершили заводское испытание основных механизмов гигантской землеройной машины для строек СССР".

Героем публикации на эту тему стал "один из самых опытных уралмашевских слесарей-сборщиков Василий Алексеевич Машошин". Во многом благодаря его профессионализму были успешно проведены "сложный и ответственный монтаж и проверка первого шагающего экскаватора на трассе Волго-Донского канала".

"Сообщение, что монтаж и первые испытания прошли успешно, вызвало ликование среди людей "Уралмаша"",— писал "Огонек". А вот что было сказано о самом герое Машошине:

"На крепко сбитой фигуре Машошина ладно сидит промасленный комбинезон, на голове — плоская темная кепка. Больше двадцати лет назад этот замечательный мастер сборки, о котором с уважением говорят на "Уралмаше", малограмотным деревенским парнем пришел сюда, в лес под Свердловск, чтобы строить завод. Своими руками выкорчевывал пни на строительной площадке — на той площадке, где теперь шеренгой выстроились железобетонные громады цехов. Здесь, на заводе, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, он овладел грамотой, квалификацией, дал жизнь сотням разнообразнейших машин".

"Я сейчас вспомнил ночь в декабре 49-го... — цитировал Машошина "Огонек".— Кантовали первую платформу для экскаватора. Риск был большой. Никогда ведь с такими махинами дела прежде не имели. Вдруг трос крана оборвется?! А все-таки не побоялись. Сделали свое дело".

Василий Машошин отметил и работников своего цеха, сказав про них: "Мыслящий народ! Так, сборщик Алексей Петрович Бондарев за три смены собрал головную часть стрелы, а раньше восемь смен возился. Думал человек, искал упрощения операции — и нашел. Или взять кузнеца Ивана Сергеевича Макеева. Дали ему наряд — изготовить рельсы для опорной рамы экскаватора. Прежде делали это так: сначала рельсы нагревали, а потом гнули. Макеев предложил использовать штамп со специальным приспособлением и гнуть рамы на штампе без предварительного нагрева. Испробовали — хорошо получилось: дешевле, проще, быстрее. Сестры-стахановки Александра и Полина Рогожкины успешно провели работу по сварке важных деталей шагающего экскаватора".

"Огонек" не забывал своих героев-уралмашевцев. О сталеваре Дмитрии Дементьевиче Сидоровском журнал говорил в номере за 1942 год как о рекордсмене: он добился съема стали 16,3 тонны. "На фронте с каждым днем все сильнее гремел уральский металл, и сталевары по праву гордились тем, что в каждой пуле, каждом снаряде, приближавшем победу, была частица и их труда",— подчеркивалось в сообщении "Огонька". Десять лет спустя корреспонденты журнала разыскали Сидоровского в Свердловске, но уже по новому адресу: "Дмитрий Дементьевич радушно пригласил нас в свою новую просторную и уютно обставленную квартиру. Сидоровский выглядит так молодо, словно и не было десяти лет, заполненных напряженным трудом у мартена, учебой в вечерней школе, активной работой в городском совете. Только в плечах он стал как будто шире, да под лучистыми глазами появились чуть заметные морщинки".

"Моей бригаде десять раз присваивалось звание бригады отличного качества,— отмечал Сидоровский в разговоре с корреспондентами "Огонька".— Мартеновский цех завода выдает сейчас слитки таких размеров, которые раньше и не снились никому из нас. Шагающий экскаватор "Уралмаша" весит 1100 тонн! Так вот, работая скоростным методом, моя бригада выдает каждый год 1000-1200 тонн сверхплановой стали. Выходит, что из сверхпланового металла, выплавленного после Отечественной войны одной только нашей бригадой, можно построить не менее шести мощных шагающих экскаваторов для великих строек".

Архив "Огонька" читала Мария Портнягина

Вся лента