Контрастный арт

В Мадриде завершилась 33-я ярмарка современного искусства АРКО

Ярмарка / современное искусство

Каждый год организаторы старейшей испанской ярмарки современного искусства АРКО приглашают разные страны привезти свои лучшие галереи на льготных условиях. В этом году такой чести удостоилась Финляндия. Из Мадрида — ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

АРКО уже давно уступила ведущие позиции конкурентам из стран с либеральным законодательством ввоза-вывоза культурных ценностей. Frieze (Лондон--Нью Йорк) и Art Basel (Базель--Майами--Гонконг) завоевывают все новые квадратные метры по обе стороны океана, а АРКО лишь постепенно возвращает себе былое влияние. Этому мешают недавние инициативы правительства: с сентября 2012 года налог с продаж для дилеров повысился до 21% (свободные художники, правда, все еще торгуют работами по ставке 10%). Соответственно, АРКО — уже давно не то место, куда стоит ездить за дорогим, брендовым искусством,— ни Дэмиена Херста, ни Джеффа Кунса тут не купишь, а главный знак роскошной ярмарки — Пабло Пикассо — тут отпускается в виде рисунков или незаконченных работ стоимостью в 1 млн евро, не больше. В общем, торговля искусством проходит на фоне усугубившегося финансового кризиса, знаки которого в столице Испании видны повсюду. Самую кричащую рекламу в метро, например, размещает юридическая контора, обещающая простым испанцам помощь в борьбе с банками, которые норовят аннулировать ипотеку. По вагонам ходят мужчины средних лет, чистенькие, не похожие на бомжей, с одним и тем же текстом: "Дорогие пассажиры, извините, что к вам обращаюсь, я отец большого семейства, помогите на жизнь".

Сколь бы ни был арт-рынок далек от реальной жизни, но и на АРКО чувствуется общественный запрос на искусство об экономической и политической несправедливости. По сравнению с предыдущими пятью годами здесь гораздо больше художников и галерей с работами об ужасах капитализма. В разделе Opening, посвященном молодым галереям, выделялась фотосерия итальянки Аделиты Хусни-Бей на стенде сицилийской галереи La Veronica. Художница представила статистику глобальной экономики в виде конструктора Lego, леденцов, солдатиков и прочих детских игрушек. Распределяет игрушечные ресурсы некто в костюме (его лица мы не видим) — символ безымянного и безликого мирового капитала. Неизвестно, насколько серьезна Хусни-Бей в стремлении обличить легкомыслие сильных мира сего, но ее работа выглядит и самоиронично. Большинство политических художников обращаются с фактами и документами как с кубиками, потому и от работ возникает желание добродушно похвалить малыша за то, что он выучил новые слова из взрослого лексикона.

Финансовые судьбы участников привилегированной в этом году финской секции FocusFinland сложились очень по-разному. На стенде галереи Heino коллектив IC-98 показывал готические мультфильмы, стилизованные под гравюры северного Ренессанса. Двухканальная видеопроекция с сухими деревьями, потусторонними бабочками и внушающим страх божий звуком виолончели стоила 25 тыс. евро и покупателей не заинтересовала. Чуть больше повезло галерее Anhava (она на АРКО тоже не впервые), продавшей две фотографии представителя Финляндии на Венецианской биеннале 2013 года Анти Лайтинена за 5 тыс. евро. Наконец, Helsinki Showroom взяли джекпот, показав на своем стенде художника Иржи Геллера с ироничными перепевками тех авторов, которых на АРКО нет из-за дороговизны. Его интерактивная скульптура "Мы приходим ночью" (2014) представляет собой пьедестал с черной жидкостью. Если отойти на расстояние полутора метров и немного подождать, из жидкой тьмы на поверхность вылезает черный череп — северный привет Херсту. Работа ушла уже на VIP-превью за 105 тыс. евро, еще раз доказав, что даже в тяжелой экономической ситуации галереи могут рассчитывать на неизбывную привлекательность черепов и прочего memento mori.

Вся лента