ОСАГО берет выше
Светлана Сухова — о том, почему вырастут тарифы на страхование автогражданской ответственности
Автовладельцы взбудоражены разговорами о скором и неминуемом росте тарифов ОСАГО. В страховых перспективах разбирался "Огонек"
По нашей просьбе осведомленные люди в ЦБ раскрыли карты: стоимость "автогражданки" действительно скоро вырастет. Известно, что Российский союз автостраховщиков (РСА) предложил ЦБ поднять стоимость ОСАГО больше чем на 40 процентов.
Произойдет это, правда, не завтра, и пока не ясно точно, насколько драматичным будет скачок: для начала Дума должна принять поправки в закон об ОСАГО. Кстати, их первое чтение прошло аж в декабре 2012 года, потом сюжет подвис, но после недавнего совещания у президента получил завидное ускорение — велика вероятность, что Дума примет проект уже в апреле, а новации вступят в силу в июле 2015-го. Что они сулят?
Для начала несколько цифр. 134,24 млрд рублей — такова оценка рынка ОСАГО в 2013 году; средняя стоимость ОСАГО доросла за прошлый год до 3169 рублей. Зачем ее поднимать? Разработчики поправок отвечают: в связи с грядущим повышением выплат по полису до 400-500 тысяч представляется разумным повысить и цену самого "продукта" для россиян. Задрать ее до небес было бы интересно и казне, и страховщикам, но социальные последствия от радикальных взлетов все же удерживают.
Поправки в закон предполагают, что заработает новация: деньги по ОСАГО можно будет получить только в "своей" компании, а не у страховщика виновника ДТП. С одной стороны, вроде это упрощает людям задачу, но с другой — усложняет: региональные центры урегулирования убытков находятся подчас за 200-300 км от места жительства потерпевшего. Да и увеличенные размеры компенсаций за вред, причиненный здоровью, вряд ли порадуют: согласно готовящимся поправкам, их увяжут с нормативами, установленными правительством, то есть прежде всего с законом об обязательном медстраховании. Увязка мудреная, но важен конечный итог — выплаты в итоге... уменьшатся. Чего не скажешь о числе справок, которые необходимо будет собрать для их получения.
Страховщики предвкушают предстоящий подъем стоимости полиса, однако привычно сетуют на убыточность ОСАГО. Этим сетованиям, впрочем, мало кто верит. "Если все так плохо, чего ж они такие бонусы агентам платят! — негодует первый зампред комитета по конституционному законодательству Госдумы Вячеслав Лысаков.— По закону их убыточность определена в 77 процентов от собранных средств, еще 3 идут в резервный фонд, а 20 процентов — прибыль. Но у них по факту и того больше!"
Насколько больше — тайна. Хотя параметры этой тайны представить можно: согласно статистике ЦБ, из полученных от населения в 2013 году 134,24 млрд рублей компании выплатили по ОСАГО 77,37 млрд (56,2 процента). Правда, в эти проценты не входит малоизвестная широкой публике статья страховых расходов — выплаты пеней и штрафов за нарушение закона о защите прав потребителей. На самом деле, рассказывают знатоки рынка, это серьезный бизнес для умелых людей: только за прошлый год было подано около 800 тысяч исков со стороны так называемых страховых юристов. Речь об адвокатах, перекупающих у граждан их страховые претензии с целью последующей наживы. Бизнес активный (в судах уже стали выделяться специальные дни для рассмотрения жалоб по ОСАГО, а очередь — на полгода вперед) и не всегда прозрачный — как сообщили "Огоньку" в "Росгосстрахе", мошенничество в автостраховании достигает сегодня 15-20 процентов от общего числа заявленных убытков.
Законопроект прописывает новые сроки, в которые страховщики должны оценить ущерб и выплатить компенсацию. Сейчас это 30 дней с момента сбора всех необходимых справок. Предполагается уменьшить его вдвое. "Я внес поправку сократить еще в 3 раза срок о выносе решения о выплате,— поясняет Лысаков.— А вот санкции за просрочку предлагается увеличить в 3 раза: если сейчас они в среднем 5-6 тысяч в месяц, то должны стать более весомыми".
Законопроект предлагает и ряд мер, которые должны простимулировать не прямые выплаты, а страховой ремонт. В частности, задержка страховщиком оплаты восстановительного ремонта транспортного средства не будет являться основанием для отсрочки передачи потерпевшему отремонтированной машины. Иными словами, отвечать за скорость и качество ремонта авто предлагается техцентрам. Но что будет, если у них не хватит денег, поправки не говорят.
Не говорят они и об изъянах в такой существенной сфере, как методика оценки ущерба. В настоящее время существует порядка пяти методичек на этот счет, так что полученные цифры могут отличаться в разы, как и выплаты людям по ним. По новой методике оценки ущерба, разработанной РСА, допустимым первоначально считался 15-процентный коэффициент ошибок при оценке ущерба. А это при объеме рынка в 134 млрд — 20 млрд рублей. В РСА "Огоньку" заявили, что ошибки минимизированы до 10 процентов, но вот заработает ли методика с лета, как обещают в РСА, у экспертов уверенности нет.