Брифинг
Владимир Новиков, председатель правления Гильдии актуариев России
На Западе проблемы в системе автострахования возникают чаще всего, когда речь заходит о выплатах "по здоровью", в России же основная проблема — стоимость ремонта. Перекос очевиден. Принятие поправок в закон об ОСАГО — это приведение ситуации в более или менее божеский вид: за десятилетие она весьма далеко отошла от того, что на Западе принято считать цивилизованными отношениями между страховщиком и клиентом. Я не уверен, что увеличение тарифов изменит ситуацию. С того момента, как тарифы перестали быть экономически выгодными для страховщиков, компании принялись экономить на выплатах. Чем дальше, тем откровеннее. И дождались своего рода ответа народных масс в виде лавины судебных исков.
Максим Ханжин, глава Ассоциации по защите прав автострахователей
Когда рынок рос, страховые компании наращивали свои портфели, но как только рост прекратился, заговорили, что ОСАГО — социальный продукт. Но на них не зарабатывают даже 20-30 процентов, а страховщики свой хлеб с маслом имеют. Стало быть, это бизнес. Тогда к чему этот плач об убыточности? Согласен, проблемы есть, например мошенничество. По нашим подсчетам, около 40 процентов средств страховщиков уходят на такие выплаты. Речь не о юристах, а о гражданах, сделавших такие иски прибыльным бизнесом. Особенно этому подвержены южные регионы страны. Грядущее увеличение выплат ситуацию ухудшит. Нужны меры со стороны МВД, нужно менять психологию страхователей и страховых компаний, нужна стратегия выхода из кризиса. Иначе коллапс наступит очень скоро.
Андрей Бондаренко, директор центра стратегического анализа рынка страховой компании "Согласие"
Все зависит от того, какие будут приняты решения по тарифам и лимитам. Это может стать как решением проблемы, так и гвоздем в крышку гроба российского страхования. Впрочем, сама постановка вопроса о "среднем повышении тарифов" не учитывает интересы сторон: если клиент сверхубыточен, у него высокая аварийность, то десятикратное повышение тарифа для него не грех, а для того, кто ездит без нарушений, нужно снижать цену полиса в разы... Но регулировать тариф — нонсенс с точки зрения мировой практики. На Западе государство регламентирует риски и лимиты ответственности по ним. Цену сильно не поднимешь: конкуренция на рынке высока и превзойти актуарно обоснованный тариф все равно не получится.