"Вместо ярмарок теперь появились огромные супермоллы"

Больше 20% москвичей ходят в торговые центры только для того, чтобы скоротать время. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного фондом "Общественное мнение". Эксперты отмечают, что за последнее время число жителей, предпочитающих совершать покупки в моллах, заметно сократилось.

Фото: europe-tc.ru

Большинство респондентов посещают торговые центры чаще одного раза в неделю. Как правило, москвичи едут в моллы за одеждой, обувью и бытовой техникой. Об этом сообщили 65% опрошенных. Покупатели предпочитают локальным бутикам магазины в моллах, потому что не хотят тратить много времени на перемещение, отметил владелец магазина Raschini Сергей Викулин.

"Совершенно очевидна тенденция смещения покупательской активности в первую очередь в сторону торговых центров. Этому, во-первых, способствует политика московских властей, которая практически обезглавила целый ряд улиц, запретив въезд, сделав их пешеходными. Существует проблема с парковками. Второе: в отличие от Европы и Америки, наши погодные условия не способствуют длительным пешим прогулкам. Клиент выбирает место, где может это сделать наиболее эффективно с точки зрения времени и комфорта", — объясняет он.

Помимо шоппинга, москвичи едут в торговые центры, чтобы сходить в кафе или ресторан. Об этом социологам рассказали 56% опрошенных. 52% респондентов едут в сити-моллы, чтобы посмотреть кино, 47% — за покупкой еды, а 39% — просто, чтобы встретиться с друзьями. 42% опрошенных отметили, что в Москве им хватает торговых центров для того, чтобы развлечься или что-нибудь купить. Однако, по сравнению с Европой, в российской столице намного меньше торговых площадей, сообщил управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.

"Мы констатируем факт, что сегодня у нас порядка 350 квадратных метров на тысячу жителей. А если говорить про европейские столицы, то это приблизительно в два-три раза больше, порядка 600-650 квадратных метров на одного жителя. Другой разговор, что сегодняшняя общемировая тенденция заключается в том, что огромнейшая часть торговли переходит в интернет, и необходимости в таком количестве торговых помещений нет", — считает он.

Между тем, 21% респондентов рассказали, что заходят в торговые центры без какой-либо цели. Они прогуливаются там просто так, чтобы скоротать время. Для многих такое времяпрепровождение — это не только возможность посмотреть на манекены с одеждой, но и найти себе новых друзей среди других посетителей, отметил психолог, специалист по межличностным отношениям и кроскультурным коммуникациям Сергей Селиверстов.

"Что было всегда центром культуры? Ярмарка, базар, торжище, куда собирались не только торговцы, но и покупатели, и зеваки. И вместо этих торжищ сейчас появились огромные супермоллы, там собираются самые разные люди. Трудно представить, что посетители пивного бара где-нибудь в Бирюлеве чувствовали себя комфортно, скажем, в "Жан-Жаке". А там вы вроде бы никто, но вы встречаете представителей самых различных слоев общества, там легко познакомиться и найти какую-то общую тему для разговора", — пояснил он.

Согласно результатам опроса, лишь 12% респондентов не нравится ходить в торговые центры. Большинству из них некомфортно в моллах, так как там шумно и много людей.

Дарья Горсткина, Юлия Понтус

Вся лента