Высшие суды не приняли во внимание
Госдума проигнорировала поправки ВС и ВАС
Госдума вчера приняла во втором чтении три президентских законопроекта об изменении 28 законов в связи с судебной реформой и созданием единого Верховного суда (ВС). Депутаты проигнорировали поправки ВС и Высшего арбитражного суда (ВАС), даже не поставив на голосование вопрос об их отклонении. При этом вопреки протестам ВС в законодательство внесено требование к судьям военных судов уволиться до 1 января 2015 года с военной службы. В судейском сообществе считают, что "принудительное увольнение по непонятным основаниям" означает "сильное желание избавить военно-судебную систему от офицерского состава".
Три законопроекта, принятые вчера Госдумой во втором чтении, содержат изменения, которые президент Владимир Путин в декабре предложил внести в 17 федеральных и 10 федеральных конституционных законов, а также в Бюджетный кодекс ("Ъ" писал об этом 17 декабря). Они конкретизируют судебную реформу на базе уже вступивших в силу поправок к Конституции и нового закона "О Верховном суде". Однако мнение упраздненного ВАС и обновляемого ВС о новых президентских поправках депутаты впервые оставили без внимания даже формально. Оба высших суда направили отзывы с замечаниями к этим законопроектам еще к первому чтению, но в базе данных Госдумы они так и не появились. Ко второму чтению ВАС и ВС оформили свои предложения в виде обширных пакетов поправок, внеся их задолго до назначенного Госдумой на 21 февраля последнего срока. Однако профильный комитет по конституционному законодательству посчитал поправки ВАС и ВС "формально не внесенными", поскольку они, как пояснил "Ъ" глава комитета Владимир Плигин, не принимались на пленумах этих судов. Хотя отклоненные Госдумой по всем правилам поправки ВАС к законопроектам об изменении Конституции и о ВС были оформлены точно так же. Вице-президент федерального союза адвокатов Сергей Попов считает, что поправки, подписанные руководителями ВС и ВАС, профильный комитет был обязан доложить депутатам, которые смогли бы внести эти поправки под своим именем, устранив формальные препятствия для рассмотрения.
Впрочем, за большинство "формально не внесенных", но рекомендованных руководством комитета к принятию, поправок ВС Госдума вчера без обсуждения проголосовала. Они оказались в основном техническими. Господин Плигин заявил, что пожелания ВС максимально отражены, в том числе откорректированы жестко раскритикованные ВС нормы, исключившие военнослужащих из перечня лиц, которые имеют право на увольнение с военной службы или ее приостановление в связи с избранием судьями военных судов. ВС заявил, что это "не только ограничит права военнослужащих на назначение военными судьями, но и существенно затруднит формирование военных судов в целом, а также может осложнить их деятельность в военное время и при иных чрезвычайных ситуациях". ВС предупредил, что военная служба сейчас приостановлена у 62 военных судей, чей правовой статус станет неопределенным, а также указал на другие "правовые коллизии".
Однако дума ко второму чтению внесла еще более жесткую норму, предписав судьям военных судов и коллегии по делам военнослужащих ВС, военная служба которых приостановлена, уволиться из армии до 1 января 2015 года без выплаты им предусмотренного для военнослужащих единовременного пособия. По словам опрошенных "Ъ" военных судей, это исключит возможность назначения судьями военных судов действующих военнослужащих, поскольку потребует увольнения кандидатов в судьи еще до их возможного назначения. А это сократит количество желающих стать военными судьями офицеров, которые сейчас получают денежное довольствие в значительно большем размере, чем судьи. Собеседники "Ъ" напоминают, что право военного судьи приостановить военную службу было введено при реализации идеи "снять погоны" с военных судей. При этом им была оставлена возможность по завершении судебной карьеры вернуться на военную службу. "Предлагаемое Госдумой принудительное увольнение по непонятным основаниям означает сильное желание авторов избавить военную судебную систему от офицерского состава",— отмечают судьи. "Право приостановления военной службы предусмотрено не только для судей, но также для депутатов и сенаторов, которым следовало бы сначала лишить этого механизма самих себя",— считает господин Попов.
На более широкий список поправок ВАС Госдума вообще не сочла нужным отреагировать. ВАС, в частности, выступил против подчинения администраторов судов уровня субъектов РФ и выше судебному департаменту при ВС, считая это "инструментом давления на суд". ВАС настаивал, что назначать и контролировать администраторов таких судов должны их председатели. Он также пытался сбалансировать число представителей судов общей юрисдикции и арбитражных судов в органах судейского сообщества. А также защитить интересы арбитражного суда по интеллектуальным правам, оставшегося без представительства в органах судейского сообщества.
Еще больше беспокоит ВАС "риск, что обеспечение единого информационного пространства может привести к замене информационных ресурсов и технологий, используемых в арбитражных судах, на качественно отличные ресурсы и технологии, используемые в судах общей юрисдикции". В связи с этим ВАС предлагал включить в закон отдельный пункт о "недопустимости снижения достигнутого уровня информатизации судов, требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения доступа к информации о деятельности судов". Господин Плигин пообещал "Ъ" учесть мнение ВАС при подготовке других законопроектов, касающихся арбитражного процесса.