Лучше старых два
Нижегородцы в 2013 году вдвое чаще покупали подержанные автомобили
Нижегородский авторынок в 2013 году продемонстрировал падение продаж как по новым, так и по подержанным легковым автомобилям, хотя премиальный сегмент вырос. При этом продажи бывших в употреблении легковых автомобилей в Нижегородской области в два раза превысили реализацию новых, а сам регион по количеству приобретенных новых легковушек занял лишь четвертое место в Приволжском федеральном округе (ПФО). На 2014 год некоторые эксперты прогнозируют стабильность на рынке, а другие говорят о дальнейшем снижении продаж, но и те и другие предполагают рост цен на импортные автомобили с учетом девальвации рубля.
По данным Russian Automotive Market Research, в 2013 году в Нижегородской области было продано почти 63,5 тыс. новых легковых автомобилей. По этому показателю регион занял четвертое место в ПФО с долей рынка 10,5%. На первом месте в округе оказалась Республика Татарстан с вдвое большим объемом продаж (121 тыс. автомобилей, 19,9% рынка), также в тройку лидеров по ПФО вошли Республика Башкортостан (93,1 тыс. машин) и Самарская область (81,7 тыс. единиц). При этом Нижегородская область в прошлом году показала снижение как по объемам реализации новых легковых автомобилей (на 2,3% к 2012 году), так и доли рынка в округе (на 0,3%). Здесь регион оказался в общероссийском тренде: по итогам года объем продаж новых легковых автомобилей по России снизился на 2,88% до 2,5 млн машин, в «общем зачете» среди субъектов РФ Нижегородская область заняла 11-е место.
В премиальном сегменте, по оценкам генерального директора «Ауди Центра Нижний Новгород» Анджея Таубергера, Нижегородская область в 2013 году занимала второе место среди субъектов ПФО после Казани. «Здесь по ряду позиций регион обошел Самару и Уфу на 20—30%, а Казань традиционно является более сильным регионом с большим ВРП, поэтому там выше объемы продаж практически по всем брендам», — говорит эксперт. Продажи автомобилей премиального сегмента в Нижегородской области по итогам 2013 года, в отличие от массового сегмента, выросли, рассказывает господин Таубергер: «К примеру, объем продаж новых Audi вырос примерно на 11% к 2012 году — с 626 до 695 авто. BMW, по официальным данным, прирос по продажам чуть не на 50% — с 350 до более 500 единиц, Mercedes — на порядка 20% до примерно 720 машин».
Объем продаж подержанных легковых машин в Нижегородской области в прошлом году в два раза превысил реализацию новых автомобилей: всего за 2013 год в регионе было продано 129,2 тыс. бывших в употреблении машин. Это лишь на 0,4% меньше уровня 2012 года, причем по этому показателю регион в ПФО опередила только Башкирия, где в 2013 году было продано 163 тыс. старых автомобилей. Доля нижегородского рынка в округе увеличилась в прошлом году на 0,4% — до 12,5%, а среди всех субъектов РФ регион также занял 11-е место. Кстати, в отличие от Нижегородской области, по России наблюдался существенный прирост — на 5,89% — продаж подержанных машин.
Для нижегородских автодилеров снижение объемов продаж было ожидаемым. «Продажи снизились, но мы были готовы к этому и шли в ногу с рынком. Что касается начала этого года, то суперактивности, которая наблюдалась в начале 2012 года, мы не видим», — рассказывает заместитель директора «Автоклаус Центра» по маркетингу Дмитрий Мешков. Между тем с начала 2014 года с завершением государственной программы субсидирования автокредитования снизилась доля кредитных продаж автомобилей, отмечает господин Мешков: «В прошлом году люди предпочитали брать дешевые кредиты, даже если были наличные средства на покупку машины, так как ставка с учетом программы оказывалась ниже уровня инфляции. А сейчас баланс сместился в сторону продаж за наличные, без займов».
В 2014 году российский рынок продаж автомобилей в лучшем случае сработает в ноль к 2013 году, а с учетом девальвации рубля может снова оказаться в минусе, прогнозирует аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Скорее всего, ближе к концу года девальвация рубля скажется на ценах на иномарки. Но вряд ли АвтоВАЗ на этом фоне снова резко усилит свои позиции: сейчас производитель испытывает определенные сложности, связанные с вводом нового модельного ряда, так что вернуть себе долю рынка он сможет не раньше 2015 года». В таких условиях в выигрыше окажутся иностранные автопроизводители, у которых наиболее высокий уровень локализации в России, полагает эксперт: Renault, Hyundai и Volkswagen. Также по условиям соглашения с правительством РФ ежегодно будут увеличивать на 5% локализацию Ford и General Motors. Кроме того, драйвером рынка останутся внедорожники, которые в прошлом году составляли до трети продаж новых автомобилей и на которые распространяется льготный налоговый режим. Также продолжат расти продажи автомобилей дорогих брендов, считают эксперты. «Думаю, Mercedes в 2014 году в Нижегородской области увеличит продажи на 10—12%, Audi — на 20%, в том числе за счет открытия второго в городе дилерского центра, а вот BMW вряд ли покажет высокие темпы роста из-за эффекта высокой базы и скачка продаж в 2013 году», — соглашается Анджей Таубергер. В любом случае, пока основной прирост продажи автомобилей будет наблюдаться в столицах, отмечает Владимир Беспалов: «В долгосрочной перспективе регионы станут прирастать быстрее, чем Москва, потому что насыщенность региональных рынков гораздо ниже, чем в столицах. Но пока до этого далеко, так как с точки зрения доходов населения регионы по-прежнему отстают от столицы».