Генерал набрал улик на свой арест
Замначальника ГУЭБиПК задержан за организацию незаконной разработки офицера ФСБ
Как стало известно "Ъ", вчера СКР задержал заместителя начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Бориса Колесникова. В прошлом один из ведущих оперативных сотрудников ведомства, генерал-майор Колесников стал подозреваемым по делу о превышении должностных полномочий. Ранее его подчиненные попались на незаконной разработке высокопоставленного сотрудника ФСБ.
Как рассказали источники "Ъ", Борис Колесников несколько последних дней находился в служебной командировке, а вернувшись оттуда, получил повестку с вызовом на допрос в СКР в качестве свидетеля. Допрос генерал-майора в здании комитета в Техническом переулке продолжался несколько часов. По его результатам следователь по особо важным делам главного следственного управления (ГСУ) СКР Сергей Новиков принял решение о задержании господина Колесникова на двое суток. Таким образом, генерал Колесников стал седьмым и самым высокопоставленным подозреваемым по уголовному делу, возбужденному ГСУ СКР по признакам преступлений, предусмотренных ст. 33, ст. 304 УК и п. "в" ч. 3 ст. 286 УК (попытка провокации взятки и превышение должностных полномочий).
По версии следствия, в октябре 2013 года заместители начальника управления "Б" (управление, которое расследует преступления в бюджетной сфере) ГУЭБиПК МВД подполковник Алексей Боднар и майор Иван Косоуров вступили в преступный сговор с целью "искусственного создания доказательств совершения преступления" заместителем начальника 6-й службы 9-го управления ФСБ Игорем Деминым. Затем заместители начальника управления, как считает следствие, "явно выходя за пределы своих полномочий", начали разработку чекиста, используя своих подчиненных — майора Михаила Назарова и капитана Сергея Борисовского. А они, в свою очередь, привлекли в дело знакомых Сергея Пирожкова и Руслана Чухлиба.
Последнего фиктивно трудоустроили в компанию, занимающуюся уборкой помещений, где он стал помощником президента по безопасности. Ему купили приличную одежду и автомобиль Lexus ES 250, а затем отправили к знакомому чекиста. За общее покровительство бизнесу ему через посредника было предложено $10 тыс.
Господин Демин несколько раз встречался с посредником Чухлибом, в том числе в своем служебном кабинете. 14 февраля, когда в ресторане Sisters на Покровке, 6 господин Чухлиб попытался передать чекисту $10 тыс., его задержали сотрудники ФСБ. В тот же день были задержаны оперативники ГУЭБиПК, принимавшие участие в разработке чекиста, оказавшегося одним из руководителей службы безопасности ФСБ, а в самом антикоррупционном управлении МВД проведены обыски и выемки документов. Среди прочего были изъяты оперативные дела, аудио- и видеофайлы прослушек и крупные суммы денег, которые, как уверяли сыщики, были необходимы им для спецопераций.
Коммерсантов, участвовавших в разработке чекиста, 15 февраля Басманный суд определил под домашний арест. В избрании меры пресечения самим оперативникам суд отказал СКР. Генпрокуратура обжаловала решение Басманного суда, и 20 февраля апелляционная инстанция Мосгорсуда арестовала всех четырех сотрудников ГУЭБиПК. На следующий день президент Владимир Путин подписал указ об отстранении от должности начальника ГУЭБиПК Дениса Сугробова, который ранее подал соответствующий рапорт. Дело в том, что генерал Сугробов лично поручался за руководителей управления "Б". А они, выявив в действиях господина Демина признаки преступления, должны были проинформировать о них свое руководство. А оно — не санкционировать дальнейшую разработку, а передать материалы в ФСБ и СКР.
В соответствии с фабулой уголовного дела оно было возбуждено не только в отношении гражданских лиц и конкретных оперативников ГУЭБиПК, но и в отношении неустановленных руководителей ведомства. Одним из них, очевидно, и станет генерал Колесников, который по долгу службы курировал от руководства ГУЭБиПК работу управления "Б". Знакомые господина Колесникова говорят, что он вину не признает, считая свое уголовное преследование необоснованным. С другой стороны, известно, что о его непосредственной заинтересованности в разработке чекиста дал показания один из фигурантов дела.
Борис Колесников считался в управлении правой рукой генерала Сугробова. Вместе они начали с простых милиционеров, потом вместе работали в региональном отделе по борьбе с организованной преступностью УВД Северного округа Москвы. Оттуда в 1999 году они перешли в центральное региональное управление по борьбе с организованной преступностью МВД. Через пару лет ушли операми в главное управление МВД России по Центральному федеральному округу. Затем — в департамент экономической безопасности МВД России. Там господин Колесников занял должность начальника отдела 10-го оперативно-разыскного бюро, занимавшегося борьбой с организованной преступностью.
В августе 2011 года во время реорганизации МВД была создана новая структура — Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Из сокращенного на 400 штатных единиц ведомства исчезли ОРБ, на базе которых были созданы управления, получившие по примеру ФСБ буквенные обозначения. Борис Колесников тогда возглавил управление "Б", занимающееся раскрытием преступлений в бюджетной сфере. В августе 2012 года получивший полковника господин Колесников был назначен заместителем начальника ГУЭБиПК. В этой должности помимо управления "Б" он курировал управления "К" (борьба с коррупцией) и "М" (расследование преступлений в сфере машиностроения и металлургии).
В последнее время под руководством и с непосредственным участием господина Колесникова в ГУЭБиПК были проведены десятки резонансных антикоррупционных мероприятий. Среди них: разоблачения чиновников, замешанных в крупных махинациях в Кабардино-Балкарии, и аферах, связанных с закупками томографов для государственных больниц и госпиталей. В частности, его подчиненные принимали самое непосредственное участие в разоблачении Анатолия Бронтвейна, главврача поликлиники N2 управления делами президента, которого заподозрили в получении "отката" за заключение госконтракта; и. о. руководителя подмосковного управления Росреестра Ольги Ждановой, которой инкриминировалось получение взятки за регистрацию недвижимости; одного из руководителей Южно-Российского госуниверситета экономики и сервиса, который получил вознаграждение за назначение на должность. Кроме того, именно сотрудники Бориса Колесникова начинали расследование громкого дела "Оборонсервиса" — о хищении средств и имущества Минобороны; при их непосредственном участии были задержаны заместитель директора Онкологического центра имени Герцена Сергей Безяев, который был обвинен в мошенничестве при заключении госконтракта, директор департамента Счетной палаты Александр Михайлик, которому вменили получение взятки за организацию внеплановой проверки. В ноябре 2013 года Борису Колесникову за успехи в службе было присвоено звание генерал-майора полиции.