Правозащитникам включили звук
Суд отменил штраф казанскому общественнику за пронос диктофона в колонию
Верховный суд (ВС) РФ подтвердил право членов общественных наблюдательных комиссий (ОНК), которые осуществляют контроль соблюдения прав человека в спецучреждениях, проносить в них записывающие устройства. ВС отменил штраф бывшему зампреду ОНК Татарстана Владимиру Рубашному, который в 2012 году не стал сдавать диктофон на пропускном пункте в одной из республиканских колоний. Суд посчитал, что общественник выполнял свои обязанности. Правозащитники надеются, что данное судебное решение прекратит практику администраций колоний, запрещающую общественникам фиксировать выявленные нарушения.
ВС удовлетворил надзорную жалобу казанского правозащитника Владимира Рубашного на действия судов Татарстана, которые привлекли его к административной ответственности за пронос диктофона в исправительную колонию. ВС решения нижестоящих судов отменил, а административное производство по делу правозащитника прекратил. Об этом вчера сообщил аналитик правозащитной ассоциации «Агора» Рамиль Ахметгалиев, представляющий интересы господина Рубашного.
Владимир Рубашный до ноября 2013 года был заместителем председателя ОНК Татарстана, чьи члены имеют право посещать спецучреждения республики без специального разрешения. В августе 2012 года при посещении колонии №19 УФСИН по Татарстану господин Рубашный был подвергнут досмотру, в ходе которого у него изъяли диктофон (относится к предметам, которые запрещено иметь заключенным). На основании этого казанский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возбудил в отношении общественника административное дело по ч. 2 ст. 19.32 КоАП РФ (нарушение членом ОНК требований уголовно-исполнительного законодательства). Мировой суд оштрафовал господина Рубашного на 500 руб. Ново-Савиновский райсуд Казани и Верховный суд Татарстана оставили это решение без изменений.
Решения судов республики Владимир Рубашный посчитал незаконными. В жалобе в ВС он указал, что прибыл в колонию для посещения осужденных, интервьюирование которых не запрещено и предусмотрено приказом ФСИН «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждения уголовно-исполнительной системы членами ОНК». Кроме того, он сослался на постановление ВС 2011 года, согласно которому отдельные положения правил внутреннего распорядка спецучреждений (в них содержится запрет проносить технические средства документирования) не распространяется на членов ОНК.
В итоге ВС признал правоту общественника. «То обстоятельство, что Рубашный В.А. не сдал диктофон, обусловлено выполнением им своих обязанностей как члена
общественной наблюдательной комиссии… При таких обстоятельствах нельзя согласиться с выводом судебных инстанций о наличии в действиях Рубашного В.А. объективной стороны состава административного правонарушения»,— говорится в постановлении суда.
Как сообщил „Ъ“ Рамиль Ахметгалиев, сейчас защита господина Рубашного готовит документы на возврат ранее уплаченного штрафа. «Решение Верховного суда важно для всех членов ОНК. Суд подтвердил, что общественные наблюдатели могут не только рассказывать о нарушениях в колониях, но их фиксировать»,— подчеркнул господин Ахметгалиев. Он выразил надежду, что в Татарстане и ряде других регионов практика не допускать общественников с диктофонами в колонии прекратится.