"Мы просто выполняем свою работу"
Алена Заварзина о своей олимпийской награде
Сноубордистка, обладательница "бронзы" Олимпийских игр в Сочи Алена Заварзина рассказала корреспонденту "Коммерсантъ FM" Ренате Бадановой о том, почему ее муж, американец Вик Уайлд решил выступать за сборную России, и о своих впечатлениях от Игр.
— Алена, расскажите о своих впечатлениях.
— Я была несколько скептически настроена, не была уверена, что завершат полностью все объекты, переживала по поводу погоды, по поводу снега. По поводу погоды я переживала больше всего, но нам очень сильно повезло. И деревня была достаточно интересно построена. Я была до этого в двух деревнях Олимпийских — в Ванкувере и в Турине.
В Ванкувере мне, конечно, понравилось, но здесь тоже была достойная горная деревня, а в прибрежной деревне я бы даже жить осталась.
Мне понравилось, организация на высшем уровне прошла, наши соревнования не задерживались, все было очень четко по графику, все были доброжелательны, и поэтому у меня море эмоций после этих Игр, и все сложилось как нельзя лучше для меня и для моего мужа.
— От того, что вы участвовали вместе с мужем, было ли у вас какое-то особенное ощущение?
— Это очень ответственно, потому что нам очень хотелось выступить вдвоем хорошо, и я переживала по поводу попадания на Игры. Было бы очень жаль, если бы я не попала на них, потому что была такая возможность, так как я травмировалась за три недели до Олимпийских игр, пришлось немного пренебречь указаниями докторов. Но, к счастью, я попала, и я рада, потому что не всем выпадает возможность выступить вместе с супругом на таких престижных соревнованиях. К тому же успех нам сопутствовал.
— Что для вас было самым сложным на пути к победе?
— Мне вообще было тяжело в этом сезоне морально, я очень сильно выложилась и потратила очень много нервов в этом году. Все шло не так, моя подготовка прошла не так успешно, как я планировала, в общем, все шло не по плану. Я была не уверена в себе и не уверена в завтрашнем дне, не знала, попадаю я в команду или нет, не знала, смогу ли я когда-нибудь кататься на уровне, на котором я каталась в 2011 году. В соревновательный день во время гонки мне было тяжело продолжать фокусироваться на работе, потому что у меня не было опыта попадания в этом году в финал. Могло это, конечно, смутить, вроде как в финал не попадаешь, а думаешь попасть на Олимпиаду, такого не бывает. Но, на самом деле, не нужно было на этом акцентировать внимание, и то, что я сделала, у меня получилось.
— А что, как вы считаете, вам помогло преодолеть эти препятствия?
— Поддержка мне помогла. Мои партнеры, моя семья, мои друзья, все люди, которые помогли мне прорваться сквозь эту полосу неудач.
— Если говорить о вас как о самой известной паре на этой Олимпиаде, как было принято решение, чтобы ваш муж выступал за Россию?
— Решение было несложно принять, потому что я переживала дико в те моменты, когда ему было тяжело на жизненном пути, потому что он не знал, что будет дальше, он хотел продолжать кататься, но это было достаточно тяжело сделать, находясь в той ситуации. Так что единственная возможность, которая у нас была, мы ее использовали, и даже думать об этом долго не пришлось. Мы просто действовали и все.
— Вашему мужу нравится жить в России?
— Разница, конечно, есть, но он уже привык здесь жить, и ему здесь нравится, потому что мы живем здесь вместе. Москва — очень интересный город, скучать не приходится, нам нравится. Надеемся улучшить свои жилищные условия несколько, но, в целом, ему нравится, и я думаю, что мы, наверное, в будущем тоже будем здесь жить.
— Бывает ли, что тренировки проходят где-то вне России?
— В основном они проходят вне России, потому что у нас сейчас немного подходящих баз. Надеюсь, что больше будет тренировок в России в будущем. Более того, надеюсь, что, может быть, они будут проходить в Сочи, потому что там сейчас отличный курорт, нам там очень нравится, и трасса просто шикарная. А так да, мы тренируемся в Европе. Надеюсь, что будут развивать регионы, и появится больше курортов, которые будут доступны для детей. Только это и может способствовать развитию нашего спорта. Возможности у нас есть, команда у нас сильная, и Россия по всем видам спорта очень сильна, как выяснилось в этом сезоне.
— Что бы вы посоветовали начинающим спортсменам?
— Не сомневаться в себе и получать удовольствие от спорта, получать удовольствие от своей деятельности, наслаждаться этим. Главное — выбрать для себя, чем ты хочешь заниматься. Не стоит бояться сделать какой-то конкретный выбор в своей жизни, потому что потом все равно всегда все сработает лучшим образом. У меня был такой выбор: пойти учиться в хороший институт — или заниматься спортом. Я выбрала спорт и не жалею, потому что это уникальный опыт, и такого, конечно, можно никогда и не повидать, просто пойдя в институт обычный или не в обычный. В общем, не стоит бояться делать какие-то рискованные шаги. Главное — всегда головой это делать.
— А как вы решились на такой шаг?
— Мне просто это нравилось, я не хотела заканчивать. И мне нравится, когда меня называют спортсменкой, представлять себя спортсменкой очень приятно. И само занятие спортом мне нравится, потому что ты после каждого занятия чувствуешь себя хорошо. И вообще это интересно — ты путешествуешь, знакомишься с людьми, ты развиваешь себя, развиваешь в себе терпение, усидчивость. Это помогает тебе преуспевать потом по жизни, развивает правильные качества в личности. Выбор я свой сделала, скорее всего, случайно, но конкретно остаться в этом мне помогло именно то, что я очень сильно это люблю.
— Изменилось ли что-нибудь после того, как спорт для вас стал семейным делом?
— Все кардинально изменилось в моей жизни. Теперь это полностью профессия. У меня появилось больше времени именно для спорта, потому что мне не нужно сильно думать о будущем, потому что у меня уже жизнь устаканилась, и теперь я могу сконцентрироваться на спорте, на себе.
— Вас недавно Владимир Путин наградил орденом "За заслуги перед Отечеством". Что вы чувствовали? Расскажите поподробнее о встрече с президентом.
— Я чувствовала гордость за всех спортсменов, которые смогли добиться успеха на Олимпиаде и привели нашу страну к победе в неофициальном командном зачете, потому что впервые случилось такое в истории России. И вообще Владимир Владимирович произнес такую речь трогательную, он так акцентировал свое внимание на том, как он горд за наши достижения и за то, что мы сделали, что это всех сплотило, что Олимпиада — такой опыт для страны, объединяющий всех и заражающий всех позитивной энергий, что я сидела и чуть не расплакалась в очередной раз.
— А само ощущение от того, что вы чемпионка — что вы чувствуете, и как все изменилось?
— Это все пройдет. Мы просто выполняем свою работу и пытаемся привлечь внимание к нашему спорту, поэтому мы сейчас этим занимаемся, но через полгода всего этого не будет, я надеюсь, и мы будем акцентировать внимание на работе дальнейшей. Сейчас, конечно, у всех повышенный интерес, но, на самом деле, новости очень быстро проходят, в жизни людей происходят другие события, более важные. Поэтому это сейчас у меня насыщенный график, конечно, очень тяжело, хочется отдохнуть, времени поспать нет, только одну ночь мы выспались. Да, это изменило нашу жизнь на ближайшие пару недель точно, но потом-то все это кончится, и поэтому я об этом светлом времени и думаю.
— Какие у вас планы на ближайшее время?
— Мы планируем отдохнуть немного после сезона. Где-то до апреля мы, наверное, попытаемся восстановить свои силы, физические и моральные, которые мы потратили за этот сезон и за все четырехлетие подготовки к Олимпиаде, а дальше уже в обычном режиме начнем готовиться к следующему сезону. Я исправлю все ошибки, которые допустила в этом сезоне, и надеюсь, что все станет поспокойнее.
— Хотели бы вы принять участие в следующей Олимпиаде?
— Не факт, что Олимпиада когда-либо еще будет такой насыщенной и такой замечательной, поэтому этот успех перебить достаточно тяжело, планка поднята достаточно высоко, и я даже не знаю, стоит ли ехать на следующую Олимпиаду, как бы не огорчиться. Я пока не могу ответить на этот вопрос. Я просто постараюсь сейчас посмаковать эти эмоции, которые меня переполняют после этой Олимпиады.