Абсолютное фламенко

Умер Пако де Лусия

Некролог

Фото: Reuters

Ушел из жизни великий испанский гитарист Пако де Лусия, обладатель уникальной манеры игры и главный пропагандист фламенко. В Мексике, где он находился на отдыхе, у него отказало сердце.

"Исключительная гитарная техника еще не повод, чтобы называться музыкантом,— говорил Пако де Лусия.— Музыка должна рождаться в душе, лишь тогда ваши исполнительские данные хоть чего-нибудь стоят".

Настоящее имя Пако де Лусии — Франсиско Густаво Санчес Гомес. Он родился в маленьком андалусском городе Альхесирас. Свои таланты он впервые проявил в 14 лет на конкурсе исполнителей фламенко. Его выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Через два года он подписал контракт со звукозаписывающей компанией, а еще через два выпустил первый альбом — "Dos Guitarras Flamencas En Stereo" — в дуэте с мадридским музыкантом Рикардо Модрего. А в 1970 году, в возрасте 23 лет, он уже сыграл первый сольный концерт в Карнеги-холле. Международную популярность Пако де Лусия зарабатывал, регулярно записываясь и гастролируя с американскими джазовыми звездами, отсюда и неизменная уникальная позиция гитариста в музыкальной классификации — между джазом и фламенко. Выпущенный в 1981 году совместный альбом Пако де Лусии, Эла Ди Меолы и Джона Маклафлина "Friday Night In San Francisco" (1981) стал немедленной классикой гитарного джаза и даже был выпущен фирмой "Мелодия" в СССР. Советские поклонники могли видеть Пако де Лусию и на экране — в фильме Карлоса Сауры "Кармен". Пако де Лусия стал легендой в наших краях еще до того, как смог официально приезжать на гастроли. Железный занавес он преодолел в числе первых западных гастролеров — в 1986 году — и с тех пор приезжал довольно регулярно.

Новаторство Пако де Лусии лежит как в исполнительской, так и в стилистической области. Его игре были свойственны невероятная скорость и страсть, при этом он не признавал медиаторов и стирал пальцы в кровь так же, как танцовщицы фламенко сбивают в кровь свои ступни. К неудовольствию ортодоксов от фламенко Пако де Лусия существенно расширил границы стиля, используя наряду с джазовыми гармониями бразильские мотивы и не стесняясь быть максимально доступным в поп-шлягерах (достаточно вспомнить его партию в песне Брайана Адамса "Have You Ever Really Loved A Woman?"). При этом считается, что нотную грамоту музыкант освоил уже в солидном возрасте, будучи признанным мастером. Работая сразу на нескольких музыкальных фронтах, за годы карьеры Пако де Лусия больше, чем кто-либо другой из испанских музыкантов, сделал для пропаганды музыки своего народа. Его роль в открытии испанского мира, в формировании самого испанского мифа сравнима с Сервантесом или Гауди.

Сообщается, что Пако де Лусия умер, отдыхая на пляже в Канкуне. Его концертный график, как и все последние 50 лет, был расписан надолго вперед: он всю жизнь гастролировал — практически без остановки. Остались более 30 альбомов и гитара, без которой он не мыслил своей жизни и которая была для него самым близким существом.

Борис Барабанов

Вся лента