Уметь упрощать

"Филомена" Стивена Фрирза

Премьера кино

"Филомена" Стивена Фрирза с четырьмя оскаровскими номинациями и примерно таким же количеством содержащихся в ней универсальных тем выходит в России. Их анализирует АНДРЕЙ ПЛАХОВ.

Из всех номинаций самая очевидная — актерская. В британской актерской семье две королевы — Хелен Миррен и Джуди Денч. И даже когда они играют героинь, далеких от престола, от их королевской ауры трудно отделаться. Джуди Денч никогда еще не воплощалась в такую наивную простолюдинку, как в "Филомене", и, однако, она все равно выглядит народной королевой — мудрой, добросердечной, но при необходимости решительной, даже властной, готовой отбрить любого, кто перейдет некую невидимую черту.

Сюжет основан на громком журналистском расследовании Мартина Сиксмита "Потерянный ребенок Филомены Ли". Это глубоко частная история ирландки, чью жизнь сломали в монастыре, куда она имела несчастье загреметь в глубокой юности. Забеременев на почве первой влюбленности, Филомена оказывается насильственно разлучена с рожденным вне брака сыном: монастырские святоши не прощают грехов молодости. Следы своего отпрыска она находит только спустя полвека в Америке, и ей совсем не просто смириться с тем, что сын, хотя и сделал политическую карьеру (работал в команде Рейгана и Буша), вырос геем и в цветущем возрасте умер от СПИДа. Но непросто не значит невозможно. Таким образом, в фильме вырисовывается целый спектр мотивов, актуальных как для Ирландии, так и для России. Это — церковный фанатизм, двойная мораль, нетерпимость, махинации с усыновлением.

Джуди Денч для того и понадобилась, чтобы с присущей ей объемностью актерской оптики безупречно сыграть и чувствительную мелодраму, и ироническую комедию — а именно такой крен задал своему судну капитан этого проекта Стивен Фрирз. Чтобы в правильных пропорциях соединить сентиментальность с сарказмом, требовалось преобразовать документальную историю в художественную драму, что и было сделано: сценарий "Филомены" отмечен наградой фестиваля в Венеции и номинирован на "Оскар". Эту операцию блистательно выполнили Стив Куган и Джефф Поуп, а первый из них еще и сыграл Сиксмита. Роль Филомены с полным основанием можно назвать бенефисной, однако трудно переоценить ту профессиональную поддержку, которую оказывает ей Куган — еще один высший профессионал британской актерской школы. Из того, что называют supporting role, он создает многомерный персонаж, не менее занимательный, чем Филомена.

Начнем с того, что Мартин Сиксмит, известный политический журналист, был корреспондентом ВВС в Москве, издал несколько книг о российской политике: в фильме недаром упоминаются его планы написать книгу о "кровавой российской истории". Однако мы знакомимся с героем в момент обострения профессионального кризиса и охлаждения интереса к России. Хотя Сиксмит и не любит "сентиментальные документы", он, волею случая и подчиняясь интуитивному порыву, все же берется за расследование драмы Филомены и едет вместе с ней в Америку, где их ждет поистине эмоциональное путешествие, а также сюрпризы самопознания. Путешествие финансировано издателем будущей книги в расчете на то, что она окажется сенсационной и коммерческой.

Куган изображает своего героя циником-атеистом, элегантно, но все же явственно утрируя характерные черты журналистов левого толка. При встрече с такой законченной простушкой, как Филомена, проведшей полжизни в звероватом монастыре и вопреки всему сохранившей веру в божий промысел, у него все внутри переворачивается от смеха. И он периодически выводит этот смех наружу, как только Филомена сморозит что-то особенно дикое. Кроме того, на его стороне практика элитного существования в дорогих отелях и бизнес-классах — в то время как Филомена привыкла считать копейки и с приятным удивлением обнаруживает, что шампанское в самолете дают на халяву. Но удивительным образом победительницей в этой дуэли характеров, опытов и мировоззрений чаще всего оказывается не он, а она. Наивность и цельность чувств берут верх над усталым всезнанием, и, разумеется, Джуди Денч удостоверяет эту победу своей королевской печатью. Потому что только королева может позволить себе такую степень простоты.

Так они и путешествуют по Новому Свету: она — в надежде встретить если не самого сына, то хотя бы его следы; он — понукаемый профессиональным азартом, а также своим издателем. Сраженный ее душевными качествами, он мечет стрелы гнева в настоятельницу монастыря, когда выясняется, что та фактически продала ребенка в богатую американскую семью и всю жизнь мешала попыткам матери и сына разыскать друг друга. Но Филомена не испытывает гнева — как истинная королева, она еще и милосердна, она умеет прощать. И атеисткой она уже никогда не станет.

Вся лента