Вечерний взлом
Фестиваль "Взламывая звук" на Новой сцене Александринки
Концерт мультимедиа
Новая сцена Александринки продолжает осваивать пограничные с театром территории. На этот раз залы и фойе театра были отданы новейшим музыкальным технологиям, представленным в лекции, кинопоказе и двух концертах программы "Взламывая звук". Комментирует ВЛАДИМИР РАННЕВ.
Одна из сильных сторон театрального комплекса Новой сцены Александринского театра — его технологическое оснащение, в особенности уникальное мультимедийное оборудование. Благодаря этому факту руководство Новый сцены привечает разные технологичные искусства — видеоарт, электронную музыку. На этот раз на площадках Новой сцены в течение шести часов проходила программа "Взламывая звук", посвященная истории отечественных музыкальных технологий. Открыла ее лекция Андрея Смирнова, директора Термен-центра при Московской государственной консерватории. Он самый компетентный специалист по истории советской электронной музыки, которая, как стало известно аудитории этой лекции, в 20-е годы опережала зарубежные достижения "лет на 30, а в чем-то даже больше". Но воодушевленный тон пригодился лектору лишь для первой части лекции, ибо после романтического взлета первого послереволюционного десятилетия последовала долгая деградация этой отрасли музыки. Поэтому постсоветскому поколению музыкантов-электронщиков пришлось уже оглядываться на Запад, осваивая опыт догоняющего развития. Как мы догоняли и как искали себя на этом пути, повествует показанный после лекции австрийский фильм "Электро Москва" Елены Тихоновой и Доминика Шпритцендорфера — самое подробное на сегодняшний день документальное исследование о пионерах поздне- и постсоветской электроники.
"Электро Москва" завершил историческую часть вечера, после чего сегодняшние успехи музыкальных технологий продемонстрировали сами музыканты: в фойе прошел концерт московского оркестра лэптопов Cyberorchestra, а затем в зале — дуэты лэптопов и живых инструментов. Надо сказать, что совместное музицирование на лэптопах, расширение возможностей акустических инструментов в их взаимодействии с различными "примочками" и вообще процесс изобретения звуков освоен героями отечественной электроакустики вполне на мировом уровне. Поэтому оценивать качество александринской затеи со "взламыванием звука" можно без всяких скидок. И тут при всех достоинствах участвовавших в концертах музыкантов — Дмитрия Байкова, Ильи Белорукова, Дмитрия Дубова, Александра Кулагина, Олега Макарова, Андрея Смирнова, Kurt Liedwart, Patrick K.-H.— обращает на себя внимание один недочет куратора этого вечера Антона Яхонтова.
Концерты на лэптопах сегодня уже вполне распространенная практика на клубных и камерных экспериментальных площадках. Поэтому их перемещение на Новую сцену Александринского театра в обычном для профильных клубов и площадок формате не стало событием. Или скорее так — стало очередным событием в ряду множества подобных. Чему подтверждение — немало пустующих кресел в залах и фойе театра. Для сравнения можно вспомнить недавний аншлаг здесь же, на концерте значительно менее демократичной, сугубо академической музыки Московского ансамбля современной музыки, который сумел составить программу из опусов, расширяющих концертную практику родственными театру языками — видео, хореографией, перформансом. А вот на "Взламывании звука" куратор не искал какого-то оригинального подхода к расширительному толкованию театрального пространства, имплантируя в него хоть и родственное, но все же иное искусство. Поэтому продуктивной, как говорили некогда, "смычки города и деревни" не произошло. Новая сцена Александринки и электроакустическая музыка в этот вечер оказались каждая при своем, не образовав благотворного микста. Но Новая сцена на то и новая, чтобы искать такие межформатные миксты. Поэтому этот минус, будучи первым опытом, оборачивается плюсом — как поучительный эпизод нелегкого процесса ориентации в междисциплинарном пространстве современного театра.