Авторынок Башкирии показал обратную тенденцию
Спрос на автомобили в республике вырос, в то время как по России он упал
Автомобильный рынок республики в 2013 году продемонстрировал рост объемов продаж как новых, так и подержанных легковых транспортных средств на фоне падения российского авторынка. Наибольший рост среди новых машин показала продукция АвтоВАЗа. В то же время участники регионального рынка не заметили особого роста. По отдельным иностранным маркам автодилеры отмечают рост, но небольшой, а по отечественным автомобилям и вовсе произошло падение.
Продажи новых легковых автомобилей в Башкирии по итогам прошлого года выросли на 16,6% по отношению к 2012 году. Такие данные приводит маркетинговое агентство Russian Automotive Market Research (Нижний Новгород). По его данным, в республике за прошлый год было продано больше 93 тыс. автомобилей. По этому показателю регион занимает второе место в ПФО, уступив только Татарстану (120,9 тыс.). В «общем зачете» среди российских регионов Башкирия занимает шестое место. Доля новых «легковушек» на башкирском авторынке составила 15,3%, увеличив показатель 2012 года на 2,1%. Отметим, что республика в данном сегменте рынка идет в разрез с общероссийским трендом: продажи автомобилей упали на 2,88%, до 2,5 млн машин.
В сегменте подержанных автомобилей в регионе также наблюдался рост продаж — на 53,8% (163 тыс.). Доля этого сегмента выросла на 5,9% по сравнению с 2012 годом, до 15,8%. По этому показателю Башкирия занимает первое место в ПФО и седьмое место в целом по России.
Что касается предпочтений жителей республики по моделям, то безусловным лидером остается продукция АвтоВАЗа: в 2013 году в регионе было продано свыше 25 тыс. автомобилей Волжского завода, или 26,98% от общего числа реализованных машин. Наибольшим предпочтением пользовалась Lada Granta (9,8 тыс. машин) и Lada Kalina (4,1 тыс.). Среди импортных машин самый большой рост показала Kia — на 58,03%, увеличив долю своих автомобилей на 1,69%. Также в топ-5 самых популярных моделей в Башкирии вошли Renault (2-е место, прирост 30,68%), Chevrolet (3-е место, падение на 0,67%) и Volkswagen (5-е место, прирост 33,87%). Toyota, несмотря на рост продаж на 24,42%, вылетела из пятерки лидеров. Число проданных автомобилей в регионе этой модели составляет 4,8 тыс. штук.
Между тем, участники рынка в беседе с „Ъ” воздержались от позитивных оценок башкирского авторынка. Так, владелец ГК «Башавтоком» (официальный дилер Citroen, Ford, Honda, SsangYong, UAZ и др.) Михаил Пилюгин заявил, что «на фоне российского рынка наш местный немного затормозился». Это касается и продаж моделей отечественного автопрома. «В целом Lada показала падение, хотя продажи одной-двух марок из ее модельного ряда чуть-чуть поднялись»,— пояснил господин Пилюгин.
Директор ООО «Автодвор+» (официальный дилер ВАЗ в Уфе) Александр Кирш также не заметил особого роста. Он констатировал, что в среднем продажи марки упали на 5%, хотя в начале 2013 года «прогнозировался рост на 5–7%». Впрочем, собеседник не отчаивается. «В феврале мы продали больше автомобилей, чем за прошлый месяц»,— поделился он. Относительно других популярных автомобилей экономкласса господин Кирш отметил сдержанный рост Kia, Hyundai и Renault.
Топ-менеджер одного из дилеров марки Toyota в Уфе в беседе с „Ъ” отметил, что рынок новых легковушек в 2013 году в Башкирии вырос на 13–14%. «Он как рос ежегодно, так и растет»,— утверждает собеседник.
По оценке директора «Арт-моторс МБ» (официальный дилер «Мерседес-Бенц») Валерия Кудряшова, общее падение продаж по России составило порядка 5%. В то же время, по его словам, премиальный сегмент, напротив, вырос. Так, продажи Mercedes в Башкирии, по его данным, выросли на 5–6%. Также он отметил, что по Уральскому региону у всех субъектов практически одинаковая картина: «У всех небольшой рост, и по росту объема продаж мы, в принципе, наравне с другими регионами».
Эксперты рост продаж в Башкирии связывают с ростом автокредитования. По словам аналитика «Инвесткафе» Игоря Арнаутова, объем этого вида кредитования в регионе вырос на 41%. Относительно роста в премиум-сегменте господин Арнаутов отметил, что смещение спроса связано с «возможностью купить автомобиль данного сегмента за счет снижения его стоимости до 1–1,5 млн руб.». На текущий год эксперты прогнозируют дальнейшее падение российского рынка. Господин Арнаутов предполагает снижение на 3%. Что касается роста цен на автомобили, то, по оценке эксперта, вырастут только цены на иномарки в связи с падением курса рубля на 10% с начала года. «Российские производители, а также иностранные сборочные производства не будут повышать цены в связи со снижением платежеспособного спроса, а также оттока части покупателей на вторичный рынок автомобилей»,— отмечает эксперт. Алексей Захаров, эксперт инвестиционного холдинга «Финам», называет «общей тенденцией» рост спроса на подержанные автомобили при снижении продаж на новые. «Денег на новую машину нет, но ездить-то надо»,— заявляет эксперт. По прогнозам господина Захарова, «продажи в этом году будут на уровне прошлого года, а если и ниже, то не слишком сильно». «Рост цен сильно зависит от курса рубля. Пока есть надежда, что рост цен не превысит 5%»,— оптимистически оценивает рынок эксперт.