Представление и наказание

За смерть арестованного поплатились 16 сотрудников нижегородского ГУ ФСИН

По представлению прокуратуры Нижегородской области предупреждены о неполном служебном соответствии начальник следственного изолятора №1 Константин Иванов и его заместитель, а также к строгой дисциплинарной ответственности привлечены еще 14 сотрудников областного ГУ Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Поводом стали события декабря прошлого года в СИЗО, когда сотрудники изолятора избили двух заключенных и один впоследствии скончался в больнице. Такой внушительный список наказанных должностных лиц правозащитники объясняют «очевидностью и тяжестью» преступления, признавая «качественную работу» следственных органов.

Вчера прокуратура Нижегородской области распространила официальное сообщение о результатах проверки СИЗО №1, в котором в декабре прошлого года погиб задержанный. По прокурорскому представлению, направленному на имя начальника ГУ ФСИН России по Нижегородской области Виктора Дежурова, «строгой дисциплинарной ответственности» надзорное ведомство потребовало для причастных к происшествию сотрудников СИЗО и главка. Начальника изолятора Константина Иванова и одного из его заместителей по прокурорскому представлению предупредили о неполном служебном соответствии.

По факту декабрьского происшествия в СИЗО следственный отдел по Советскому району Нижнего Новгорода сразу возбудил три уголовных дела в отношении сотрудников изолятора по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий с применением насилия, с причинением тяжких последствий»). По данным следствия, утром 17 декабря сотрудники СИЗО избили двух арестантов, находящихся в одиночных камерах. Позже один из них — 35-летний Сергей Цыганов, арестованный за незаконный оборот наркотиков и за нарушение режима и помещенный в карцер, скончался в больнице при изоляторе. Эксперты обнаружили на теле погибшего телесные повреждения, которые и стали причиной смерти. Позже дело было передано в первый отдел по расследованию особо важных дел.

Расследование контролировало Общественная наблюдательная комиссия(ОНК) по Нижегородской области. 20 декабря ее представители посетили СИЗО и подготовили отчет, в котором изложили свою беседу с другим пострадавшим арестованным — Мамукой Мурадовым. Он рассказал, как сотрудники СИЗО вывели его в баню и избивали, оскорбляя: «Они оскорбляли его по национальному признаку, обвиняли, что из-за большого количества приезжих произошли события в Арзамасе». Правозащитникам задержанный сообщил, что у него болят пятки и рука, а в его медицинской карте были зафиксированы кровоподтеки в области коленей и гематома правого глаза. Также члены ОНК ознакомились с условиями содержания заключенных, посетив восьмиметровую камеру, рассчитанную на четырех человек: «В камере неисправен кран, из него постоянно капает вода. Вместо смесителя вмонтирован пустой тюбик от зубной пасты. Отхожее место не огорожено, потолок облупившийся, свисают лохмотья старой краски, запах сырости. Камера освещается одной лампочкой», — говорится в отчете.

Получить комментарии начальника СИЗО по поводу прокурорского представления вчера не удалось: дежурный сообщил „Ъ“, что Константин Иванов находится за пределами изолятора. В ГУ ФСИН „Ъ“ пояснили, что в ведомстве на происшествие в СИЗО среагировали служебной проверкой задолго до прокурорского реагирования. «В ходе проверки установлена степень виновности сотрудников, допустивших это чрезвычайное происшествие. За недобросовестное отношение к своим служебным обязанностям должностные лица, в том числе руководители учреждения и сотрудники ГУ, привлечены к строгой дисциплинарной ответственности приказом начальника ГУ ФСИН», — сообщили в управлении. Какие взыскания были применены и мог ли кто-то из 14 сотрудников ведомства лишиться должности, в управлении не пояснили. Но отметили, что руководство сделало «соответствующие выводы»: «Разработано и доведено до учреждений исполнительной системы региона указание по мерам, которые необходимо принять, чтобы не допустить подобных фактов в дальнейшем. Сотрудники СИЗО № 1 и ГУ ФСИН оказывают содействие следственным органам в расследовании уголовного дела».

По словам члена нижегородского ОНК Дмитрия Утукина, привлечение такого большого количества сотрудников ФСИН к дисциплинарной ответственности — редкость, которую можно объяснить «качественной работой» следственных органов. «Чаще всего сотрудников СИЗО, тюрем, прочих режимных объектов достаточно сложно привлечь к ответственности из-за того, что виновные не дают признательные показания, а потерпевшие нередко отказываются от претензий». По словам руководителя отдела координации деятельности территориальных подразделений НРОО «Комитет против пыток» Олега Хабибрахманова, главной причиной масштабной проверки и большого числа наказанных сотрудников ФСИН стала смерть задержанного: «К счастью, таких вопиющих случаев, как фактически убийство, в местах заключения немного, поэтому каждый такой случай расследуется с повышенным вниманием».

Антон Прусаков

Вся лента