Основы гостеприимства

Гостиничный бизнес в Черноземье в последние годы развивается неравномерно. В то время как в Воронеже и Липецке возводится сразу несколько объектов под международными брендами, в других регионах интересы инвесторов гораздо скромнее. Вне областных центров крупные гостиницы сохранились преимущественно лишь в виде старых советских площадей.

Олег Мухин

РАВНЕНИЕ НА МЕСТНЫХ На сегодняшний день, по данным отдела исследований рынка компании Knight Frank, на гостиничном рынке Воронежской области представлено более 20 объектов (около 2 тыс. номеров). В них входят гостиницы, мини-гостиницы и ведомственные объекты (подробности проектов см. на стр. 26–28), большая часть которых приходится на Воронеж. Среди находящихся вне пределов областного центра гостиниц выделяется райцентр Борисоглебск с одноименной гостиницей на 66 номеров от эконом- до бизнес-класса. В третьем по численности городе региона, Россоши, и в более мелких муниципальных образованиях гостиничный рынок представлен преимущественно мини-гостиницами. В Нововоронеже в 2013 году открылась гостиница «Олимп» на 36 номеров различных классов. Всего же, по данным Росстата, номерной фонд региона на конец 2012 года составлял 5,237 тыс. номеров – на 3,2% больше, чем в 2011-м. Обеспеченность номерным фондом составила 2,2 номера на тысячу жителей.

В Белгороде гостиничный рынок развит в достаточной степени, однако крупных игроков на нем немного. Среди наиболее популярных гостиниц областного центра выделяется «АМАКС Конгресс-отель» (270 номеров) и «Белгород» - объект на Соборной площади в самом центре города (102 номера). В группе лидеров по числу номеров также «Патриот» (147 номеров), однако эта гостиница ориентирована преимущественно на экономкласс (номера вплоть до десятиместных). При этом основную часть номерного фонда областного центра составляют гостиницы на 40-50 номеров, такие как «Европа», «Белогорье», «Семь ветров» и другие. Среди гостиниц на 10-20 номеров выделяются две группы – низкого («Успех», «Березка», «Емеля») и высокого («Белый город») ценового сегмента, последние при этом зачастую включают в себя апартаменты. Отметим, что в августе 2013 года белгородская ТПП анонсировала строительство в Белгороде делового центра площадью 30 тыс. кв. м и стоимостью 1,8 млрд руб., в состав которого должна была войти трехзвездочная гостиница, однако судьба объекта до сих пор неясна. По данным Cushman & Wakefield, заполнение номерного фонда в Белгороде составляет от 40 до 55% (к примеру, для Москвы такой показатель достигает 77%).

Во втором по численности населения городе области, Старом Осколе, гостиничный рынок развит гораздо слабее. Среди основных игроков – «Русь» (96 номеров всех категорий), «Стойлянка» (50 номеров), «Космос» (67 номеров), «Лидер» (44 номера), «Металлург» (55 номеров). В конце 2013 года в микрорайоне Лесном в северной части города открылся «Гранд Отель» на 33 номера. Еще один гостиничный комплекс располагается на турбазе «Улыбка» на выезде из города. Количество же мини-гостиниц в Старом Осколе не превышает десяти. Что касается соседнего Губкина – третьего по величине города региона, то в нем практически весь номерной фонд приходится на гостиницы «Лебедь» (72 номера) и «Руда» (51). Всего в регионе, по данным Росстата, в 2012 году номерной фонд составлял 2,646 тыс. номеров – на 3,5% больше, чем в 2011-м. Обеспеченность жителей составила 1,7 номера на тысячу человек.

А вот гостиничный рынок Липецка в последние годы прирастает федеральными и мировыми брендами, интерес которых эксперты связывают с активным развитием в регионе особых экономических зон. В начале 2014 года в областном центре открылась гостиница Mercure на 178 номеров. По данным Knight Frank, помимо этого в Липецке запланировано также открытие еще нескольких международных отелей – Park Inn (237 номеров, строительство ведет ЗАО «Кузнецкий Мост Девелопмент») и Domina (175 номеров, заказчик – ООО «Альберго Липецк»). Среди действующих объектов выделяются «Лагуна» (115 номеров, позиционирует себя как гостиница премиум-класса). Класс «три звезды» представлен в городе гостиницами «Липецк» (168 номеров), «Люкс Отель», «Металлург» (96), «Полет» (при аэропорте) и другими. В экономсегменте работают, как считается, «Динамо» (32 номера), гостиница обладминистрации, «Советская» (50), «Турист» (64) и «Университетская» (70 номеров). Общий номерной фонд в городе составляет около 1,2 тыс. номеров.

Во втором по численности населения городе региона, Ельце, крупнейшими гостиницами являются «Парнас» и «Елец-Интурист» на 131 номер. Номерной фонд мини-гостиниц суммарно не превышает 30 («Базилик», «Леон», «Лада», «Привал»). Всего в регионе, по данным Росстата, номерной фонд в начале прошлого года составлял 2,569 тыс. номеров (уменьшение на 3,9% к предыдущему году), обеспеченность – 2,2 номера на тысячу жителей.

ДОМИНИРОВАНИЕ СОВЕТСКИХ Гостиница с номерным фондом свыше 100 в Курске одна – основанная в 1985 году «Курск» на 137 номеров эконом- и бизнес-класса. Несколько уступают ей позиционирующая себя как четырехзвездочная «Аврора» (95 номеров) и «Центральная» (78 номеров, построена в середине прошлого века). Среди небольших гостиниц – «Соловьиная роща» (62 номера), «Престиж» (70 номеров), «Октябрьская» (54), «Сосновый бор» (51), «Роща невест» (37), «Диана» (35). Также анонсирован проект строительства гостиницы в рамках застройки территории бывшего ОАО «Агромаш» (46,2 га). Весь проект должен быть реализован в течение восьми лет.

Во втором по численности населения городе региона, Железногорске, крупнейшими гостиницами являются «Железногорск» (59 номеров), комплекс «Матис» (26 номеров экономкласса) и отель «Премьер» (23 номера) в одноименном гостинично-развлекательном комплексе. При этом в Курчатове расположена гостиница на 104 номера всех категорий «Курская АЭС-Сервис», обслуживающая приезжающих на атомную электростанцию. Всего в регионе в 2012 году насчитывалось 2,428 тыс. номеров (рост на 3,5% к предыдущему году) – 2,2 номера на тысячу человек.

Практически весь номерной фонд Орловской области приходится на областной центр. Особняком на гостиничном рынке Орла стоит 12-этажный пятизвездочный комплекс «ГриНН» на 291 номер. Среди лидеров по количеству номеров – также расположенная в областном центре двухзвездочная гостиница «Салют» (205 номеров преимущественно экономкласса), немного уступает ей «Орел» на 164 номера, позиционирующий себя как трехзвездочный. Среди более мелких – «Русь» (80 номеров) и гостиница при УВД (56 номеров экономкласса). Всего в городе насчитывается чуть более полутора десятков гостиниц. В Мценске расположена одна одноименная гостиница на 10 номеров, в Ливнах – три гостиницы («Ливны», «Ливныпластик» и «Жилсервис») на 40 номеров суммарно. Всего в регионе, по данным Росстата, в 2012 году насчитывалось 1,718 тыс. номеров в гостиницах и аналогичных средствах размещения – около 2,3 номера на тысячу жителей.

Крупных гостиниц в Тамбове две: это четырехзвездочный «АМАКС Парк-отель» на 107 номеров и трехзвездочная «Державинская» на 109 номеров. Среди более мелких – «Гранд» (40 номеров), гостиница «Отель» (47), «Театральная» (52), «Успенская» (33). Число мини-гостиниц не превышает десяти, количество номеров – не более 15 в каждой. Значительная часть номерного фонда области расположена во втором по населению городе региона – Мичуринске, при этом большая часть номеров сосредоточена в гостинице «Мичуринск» (100 номеров), а также четырехзвездочной «Глории» (31 номер). В других городах региона, в том числе Рассказове и Моршанске, крупных гостиниц нет. Всего, по данным Росстата, в области в 2012 году насчитывалось 3,032 тыс. номеров (рост на 12,4% к предыдущему году), обеспеченность населения – 2,8 номера на тысячу жителей.

ВЫКИНУЛИ НОМЕР При том что в последнее время в ряде городов Черноземья анонсировано строительство нескольких крупных гостиниц, рынок по-прежнему развит достаточно слабо, полагают эксперты. При этом остается открытым вопрос о том, необходимо ли создание новых площадей. «Несмотря на довольно динамичный рост индустрии в последние годы, для большинства субъектов Черноземного макрорегиона рынок средств размещения по-прежнему характеризуется сравнительно невысокой насыщенностью. Качественного предложения недостаточно в большинстве сегментов. При этом наиболее выраженный дефицит свойственен для дискаунтеров и премиальных форматов, объектов наиболее низкого и высокого класса не хватает. Впрочем, такая тенденция наблюдается в целом по РФ», – полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. О дефиците номеров экономкласса говорится и в исследованиях Cushman & Wakefield.

Впрочем, гендиректор ООО «ИнвестОценка» Алексей Москалев полагает, что в большом количестве новых площадей нет необходимости. «Воронежу нужны три-четыре международных бренда, но затем рынок будет насыщен. Черноземье осталось в стороне от чемпионата мира по футболу 2018 года, а именно им сейчас диктуется спрос на гостиницы в конкретном регионе. При этом если Воронеж является крупным транзитным, финансовым и научным центром и необходимость появления в нем небольшого числа новых площадей можно понять, то для остальных регионов Черноземья это очень спорный вопрос. Даже развитые Белгород и Липецк являются по сути лишь центрами промышленных регионов и вряд ли смогут привлечь большое количество бизнесменов. Между тем именно последние составляют 90% приезжающих в области Черноземья», – отмечает господин Москалев. По его словам, даже если в отдельных субъектах будет активно развиваться региональный туризм, он сможет привлечь не более 10% приезжающих от их общего числа. «Рынок гостиниц Черноземья обособлен, и необходимость стремительного развития – очень спорный вопрос», – резюмировал господин Москалев.

Тем не менее, по данным Knight Frank, Липецк и Белгород все же вызывают интерес инвесторов, однако он не имеет масштабного характера – скорее, это могут быть одиночные проекты. При этом Максим Клягин из «Финама» напоминает, что обеспеченность номерным фондом в Черноземье в среднем составляет лишь немногим более двух номеров на тысячу жителей, что «существенно уступает аналогичным показателям развитых стран и подразумевает значительный потенциал роста, который может быть реализован в среднесрочной перспективе». «В ближайшее время основными драйверами развития гостиничного сектора будут дальнейшее увеличение туристического и бизнес-трафика на фоне развития локальных экономик, повышения деловой активности и расширения местной туристско-рекреационной индустрии», – полагает господин Клягин. По его мнению, «несмотря на текущий макроэкономический спад, в среднесрочном горизонте инвестиционная активность в секторе будет оставаться достаточно высокой, в том числе стоит ожидать дальнейшей экспансии крупнейших транснациональных операторов, которые продолжат наращивать свое присутствие на локальных рынках».

Вся лента