Рассчитывать только на себя

Многие руководители в развитии своего бизнеса на протяжении последних лет придерживались весьма последовательной позиции. «У  кого в нашей стране есть деньги? Правильно, у государства. Значит, надо научиться работать с государством как с самым крупным и важным заказчиком». И они всеми правдами (не исключено, что и неправдами) стремились найти возможность участия в конкурсах, которые проводят различные госучреждения, целевых программах и т. д.

Наталья Горова, редактор «Коммерсантъ REVIEW».

Фото: Андрей Геращенко, Коммерсантъ

Надо признать, что долгое время такой подход себя оправдывал, даже несмотря на сложности, с которыми сталкиваются частные компании, обслуживающие госзаказы. Да и  ситуация на юге последние пять-шесть лет этому способствовала: федеральный бюджет щедрой рукой подбрасывал в олимпийский костер все новые и новые миллионы рублей — не зря сочинская Олимпиада войдет в историю как одна из самых дорогих.

Однако уже в марте погаснет огонь Паралимпийских игр, и Олимпиада-2014 станет событием прошлого. А вместе с ней — и поток олимпийских инвестиций, питавший множество самых разных отраслей на юге — от производства стройматериалов и грузоперевозок до туризма и гостиничной индустрии. К тому же, в стратегическом плане юг России не настолько интересен, как, к примеру, Дальний Восток. С большой долей вероятности именно туда в  ближайшие годы будут направлены основные усилия государства (в том числе финансовые) в попытке наладить диалог с набирающими экономическую мощь азиатскими странами.

Государство, учитывая непростую экономическую ситуацию, по-прежнему останется для компаний крупным «заказчиком», но круг исполнителей будет значительно сужен. Многим придется перейти от обслуживания мегапроектов к более прозаичным вещам: поиску новых ниш на рынке, расширению клиентской базы, усилению своих конкурентных преимуществ. Рассчитывать только на себя — это главный вызов следующих нескольких лет для бизнеса на юге России.

Вся лента