Платформа Взлетная

Почему машины не летают

Борис Танитин

Парящие над землей автомобили без колес, которые вы могли увидеть на предыдущих страницах, выглядят странно. Больше всего они похожи на машинки со штангами электроприема, на которых мы врезались друг в друга в парках культуры и отдыха нашего советского детства. Между тем попытки научить автомобили летать или заставить самолеты ездить по дорогам общего пользования предпринимались все те сто с лишним лет, что существуют авиация и автомобилестроение. И надо признать, ничего путного у нас еще не получилось. Вот лишь отдельные эпизоды этой деятельности.

Жертв и разрушений нет

Считается, что первым, кто решил скрестить автомобиль с самолетом, был американский инженер Глен Кертис. Триплан с размахом крыльев в 12 метров после их демонтажа мог ехать по шоссе. Несколько пробных полетов были совершены в 1917 году. Главным их достижением можно считать то, что никто при этом не погиб.

Чудеса на виражах

Пожалуй, самый незамысловатый проект. К обычному на вид седану прикрепили на крышу подобие самолета. Испытания ConvAirCar проходили в 1947 году. Если верить документам, аппарат пролетел 72 км, израсходовав всего 5 л горючего. Что и говорить - верится в такое с трудом.

Отстегните хвост

По тому же пути - делать не самолет из автомобиля, а автомобиль из самолета - пошел американский изобретатель Роберт Фултон. Сконструированная им модель Airphibian умела отстегивать хвост и крылья, а пропеллер крепить на боковину фюзеляжа, превращаясь в двухместный компактный автомобиль. Рекламная листовка утверждала, что с этим процессом среднестатистическая женщина справляется за пять минут. В небе машина могла развивать скорость до 200 км/ч, на дороге до 80 км/ч. В 1946 году "Аэрофибия" получила сертификат Управления гражданской авиации США.

Звездный транспорт

Американский же инженер Молт Тейлор рассуждал так: свобода передвижения требует того, чтобы крылья и хвост летающего авто всегда были рядом. Он сконструировал не только гибридный аппарат, но и прицеп, в котором машина возила с собой летное снаряжение. В 1956 году его Aerocar получил сертификат управления гражданской авиации США. Первым покупателем стал актер, телеведущий и бесстрашный пилот Боб Каммингс, часто гастролировавший по стране. Говорят, он подвозил на своем аэрокаре многих знаменитостей, в том числе и Мэрилин Монро. Всего же компания Тейлора продала 6 аэрокаров.

Магнитное поле

В 1959 году компания Ford представила концепт Levicar, что в переводе могло означать "левитирующая машина". Это, пожалуй, один из немногих примеров, когда в создании летающего автомобиля приняли участие не энтузиасты-одиночки, а могучий автомобильный концерн. В ту пору всерьез полагали, что не за горами время, когда между городами будут проложены трассы, магнитное поле которых позволит машинам не ехать по ним, а парить на небольшой высоте.

По астрономической цене

Пола Моллера многие считают авантюристом. Только потому, что его летательные аппараты существуют уже несколько десятков лет, но практически никто не видел их в действии. В теории Skycar - автомобиль с вертикальным взлетом, имеющий восемь двигателей общей мощностью 770 л.с., способный развивать в небе скорость более 500 км/ч, а на земле - порядка 160 км/ч. Отсутствие сертификатов не мешает компании Моллера рекламировать изобретение и принимать заказы на летающий автомобиль, цена которого на данный момент приближается к миллиону долларов США.

Если быть честными, то "по-настоящему" летали автомобили разве что в кино. Все мы помним, как эффектно расправлял крылья и взмывал в небо Citroen DS под управлением Фантомаса. Летающие автомобили можно было видеть в сотне кинокартин - от "Пятого элемента" до нашей "Черной молнии".


Вся лента