Неполная загрузка

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры в России негативно сказалось на объемах грузоперевозок в южных регионах. В прошлом году сдержать падение грузооборота всех видов транспорта не смогли ни олимпийские стройки, ни старт строительства спортивных объектов, предназначенных для проведения соревнований Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Это привело к заметному снижению расценок операторов.

Везти стали меньше

Сокращение объемов грузоперевозок в прошлом году зафиксировали подразделения Росстата практически всех регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. При этом падение пришлось в основном на железнодорожный транспорт. Автомобильные и морские перевозки, напротив, продемонстрировали положительную динамику. Однако их доля в общем грузообороте уступает железным дорогам, поэтому ситуацию в целом это не изменило.

В частности, по данным Ростовстата, в январе–декабре 2013 года на территории Ростовской области транспортные компании отправили около 41,5 млн т грузов, что составляет только 94,6% от показателя 2012 года. На железнодорожные перевозки пришлось 24,2 млн т (92% от результатов 2012-го), автоперевозчики отправили 8,1 млн т грузов (101,8%), морские суда перевезли 1,5 млн т (162,6%). Наряду с железнодорожными перевозками объемы снизил внутренний водный транспорт: его показатель в прошлом году — около 7,6 млн т (88,4% к 2012 году).

Краснодарский филиал Ростовстата сообщил о снижении в прошлом году объема грузоперевозок на территории региона до 245,5 млн т (98% от показателя 2012 года). По железным дорогам проследовало около 35 млн т грузов (снижение до 90,2% по отношению к предыдущему отчетному периоду). Другие виды транспорта, включая внутренний водный, сильнее всего сокративший перевозки в Ростовской области, в Краснодарском крае незначительно подросли, если не считать магистральные трубопроводы — по ним в прошлом году было транспортировано 117,4 млн т (96,9% результата 2012 года). Таким образом, даже в условиях роста автомобильных перевозок, которые, по данным Росстата, увеличили объемы в ЮФО за первые три квартала прошлого года на 3,9% по сравнению с январем–сентябрем 2012-го, падение показателей железной дороги обеспечило отрасли общий спад.

По данным Минтранса, объем перевалки в портах Азово-Черноморского бассейна в прошлом году составил 174,4 млн т, что на 1,3% меньше, чем в 2012 году. При этом перевалка сухих грузов снизилась на 9,6% (62,5 млн т), наливных — увеличилась на 4% — почти до 112 млн т. Объем перевалки в портах Каспийского бассейна составил 7,9 млн т (78,4% к уровню 2012 года), из которых сухогрузы составили 3,1 млн т, наливные — 4,8 млн т.

По оценке аналитика агентства «Инвесткафе» Андрея Шенка, грузооборот в южной части России сократился в прошлом году на 6%. При этом сокращение перевозок на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах составило 9,1% и 8% соответственно, сообщил BG господин Шенк. Относительно автомобильных перевозок он также менее оптимистичен, нежели Росстат,— по его данным, они тоже показали в 2013 году негативную динамику, снизившись на юге на 0,6–0,8%.

Подстроились под стройку

Эксперты называют основной причиной падения объемов грузоперевозок общее ухудшение макроэкономической обстановки в России, в первую очередь — падение показателей промышленного производства и добычи полезных ископаемых, а также сокращение объемов экспорта. По оценкам Андрея Шенка, сильнее всего в 2013-м упали перевозки нефти и нефтепродуктов — в среднем их объем сократился на 6%. Также негативную динамику показали строительные материалы и зерно, пострадавшее в результате плохого урожая 2012 года. Впрочем, говоря о спортивных объектах, Андрей Шенк отмечает, что их вклад в формирование потоков грузов на территории регионов ЮФО и СКФО не слишком велик, поэтому сдача олимпийских объектов сама по себе не должна заметным образом способствовать сокращению грузоперевозок. С другой стороны, по той же причине не стоит рассчитывать, что отрасли окажет значимую поддержку строительство объектов, предназначенных для проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, тем более, что по масштабу эти стройки значительно уступают олимпийским. Не оказало заметного воздейст­вия на рынок и заключение Россией международных соглашений — о вступлении в ВТО и создании Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, считает Андрей Шенк. Эффект от ВТО был нивелирован ухудшением состояния мировой экономики в целом, а некоторая активизация товарооборота с другими членами ТС не стала значимым фактором для изменения макроэкономических показателей России.

Директор ростовского филиала ОАО «Федеральная грузовая компания» Александр Титович предположил, что завершение строительства олимпийских объектов и проведение самой Олимпиады позволит вновь активизироваться девелоперскому бизнесу в Сочи, что приведет к росту перевозок инертных строительных материалов. Кроме того, в ФГК рассчитывают на ряд инфраструктурных проектов, в том числе — строительство федеральных автодорог.

Стоит отметить, что Ростовский филиал ОАО «ФГК» в прошлом году выглядел заметно лучше рынка. За прошлый год объем его перевозок вырос более чем вдвое — с 51,5 тыс. до 108 тыс. ва­гонов. При этом объемы росли по всем категориям грузов, но наибольшую динамику продемонстрировал каменный уголь — его ФГК перевезла в 2013 году почти 2,3 млн т против 200 тыс. т в 2012-м. Объем перевозки строительных грузов вагонами ФГК в прошлом году превысил 2,8 млн т.

«С учетом специфики грузовой базы региона нашими основными направлениями в прошлом году были доставка материалов для строительства олимпийских объектов, перевозки для нужд предприятий автодорожного комплекса Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также поставка материалов для строительства федеральной автодороги Астрахань–Махачкала,— пояснил Александр Титович.— Уголь мы доставляем по большей части на Новочеркасскую ГРЭС и в украинские порты для отправки на экспорт. Основную долю перевозок в 2013 году составили каменный уголь (более 171 тыс. т) и инертно-строительные грузы (около 120 тыс. т)».

Крытыми вагонами из-за рубежа ФГК чаще всего ввозила сельскохозяйственную продукцию из Азербайджана, а по России — доставляла сахар в западную Сибирь. Полувагоны пользовались наибольшим спросом при экспорте угля через украинские порты, доставке щебня на строительство трассы «Астрахань — Махачкала» и угля на Новочеркасскую ГРЭС. Платформы использовались в наибольшей степени для экспорта продукции «Ростсельмаша» в Казахстан и доставки ее в другие регионы России, а также для перевозки железобетонных изделий в регионы юга России.

Транспорт в избытке

По словам представителя одной из ростовских транспортных компаний, окончание олимпийских строек привело рынок в «подвешенное состояние». Заказов на перевозки стало значительно меньше, а конкуренция ужесточилась, потому что транспорт, ранее работавший в Сочи, высвободился и начал перевозить грузы по всему югу России.

«На рынке автомобильных перевозок предложение значительно превышает спрос,— считает руководитель саморегулируемой организации автоперевозчиков Дмитрий Ирхин.— За предыдущие 20 лет автомобилей стало втрое больше, а объем грузов, которые они перевозят, остался прежним. Сейчас на рынке избыток подвижного состава».

Небольшие компании с автопарком из нескольких машин готовы предлагать низкие цены ради получения заказов, которые позволят им хотя бы обслуживать кредиты, взятые на приобретение автомобилей, считает старший менеджер компании «Генеральная экспедиция» Сергей Чухраев.

Избыток транспортных средств наблюдается и на железной дороге, отмечает Александр Титович из ФГК. На сети РЖД в прошлом году образовался профицит вагонов и цистерн, подтверждает ее слова Андрей Шенк из «Инвесткафе».

Избыток транспортных средств и ухудшение рыночной конъюнктуры ведут к снижению ставок операторов. По данным господина Шенка, в течение прошлого года тарифы на железнодорожные перевозки полувагонами сократились на 15–20%, цистернами — на 5–7%. Услуги автомобильного транспорта подешевели на 3–4%, сообщил аналитик.

Александр Титович соглашается, что в прошлом году цены перевозчиков либо оставались неизменными, либо снижались. Кратковременное подорожание продемонстрировали только перевозки строительных инертных грузов. В нынешнем году участники рынка также не ждут повышения цен на свои услуги. Основной фактор, сдерживающий рост цен,— тот же, что и в 2013-м — значительный профицит подвижного состава. Однако начальник отдела транспортной логистики ООО «Северо-Кавказское логистическое предприятие» Алексей Халын отмечает, что в перспективе расценки перевозчиков будут вынужденно расти из-за повышения цен на горючее, в первую очередь — на дизельное топливо, которое уже сравнялось по стоимости с 95-м бензином, а в отдельных случаях и обогнало его.

Автоперевозчики смотрят в будущее более оптимистично: они могут рассчитывать на рост объемов перевозок в результате запуска новых крупных инфраструктурных проектов. Перевозчики признают, что в настоящее время ждут начала строительства нового стадиона на левом берегу Дона в Ростове и международного аэропорта «Ростов-Южный». « Стройки стадиона и аэропорта задействуют все транспортные каналы: морские-речные, железную дорогу, автомагистрали», — считает Алексей Халын.

Планы на год

По мнению Андрея Шенка, в нынешнем году объем перевозок железнодорожным транспортом на юге России может вырасти на 3–4% при условии достижения запланированных Министерством экономического развития темпов роста промышленного производства на уровне 2,2%. Загрузка морских портов ЮФО и СКФО сохранится на прежнем уровне, если ВВП вырастет на 3% в течение нынешнего года, как запланировало правительство, говорит эксперт. Прогноз Всемирного банка по росту ВВП России в 2014 году составляет 3,1%. При этом потенциал морских портов юга России пока не задействован в полной мере, однако железнодорожным подъездным путям к ним уже требуется повышение пропускной способности, отмечает господин Шенк. В модернизации нуждается и аэропортовая инфраструктура южных регионов, однако авиатранспорт сосредоточится, скорее всего, на перевозке пассажиров, а не грузов, полагает эксперт.

Сергей Ухабов

Вся лента