Главные московские аукционы месяца
Выбор Татьяны Маркиной
"Магнум Арс": Русская и западноевропейская живопись и графика XIX-ХХ веков
"Магнум Арс" — не только один из самых старых, но и один из самых солидных российских аукционных домов. К особой публичности не стремится, торги проводит нечасто, лоты подбирает тщательно. "Первые имена" найти на внутреннем рынке непросто, но на этих торгах они есть всегда. Главный русский художник (уж как к этому ни относись, с иронией или без) — Иван Айвазовский, он всеми любим, всегда востребован и всегда дорог. "Счастливое избавление", с прозрачным морем на первом плане и уходящей бурей вдали,— отличный образец (эстимейт $900 тыс.— 1,5 млн). Темпера Михаила Нестерова "Инок с медведем", хоть и крохотная, однако и по стилю, и по сюжету мгновенно опознается как работа одного из важнейших русских художников религиозно-нравственного направления ($53-60 тыс.). Чуть больше размером этюд горы Брокен — гора в Германии, на которой, по преданию, собираются ведьмы, создана Василием Поленовым буквально тремя полосами краски, в три синих тонах ($80-100 тыс.).
Перспективным можно считать большой пейзаж Семена Федорова, ученика Шишкина — хоть этот художник по сути бесконечно пишет одну и ту же композицию, но академической выучки прекрасной ($35-50 тыс.). И наконец, звезда торгов — "Портрет сенбернарской собаки" (1876 год) Николая Сверчкова — может, и не великого исторического значения, но невероятно благородный, буквально аристократический психологический портрет ($200-250 тыс.)
"Магнум Арс", 20 марта, 20.00
«Vladey»: современное русское искусство
Первый аукционный дом современного русского искусства затеян владельцем галереи «Риджина» Владимиром Овчаренко и функционирует при партнерстве GHP Group. Проходит уже в третий раз, и первые два мероприятия были — на удивление вялому арт-рынку Москвы — вполне успешными.
«Это не выставка и не биеннале,— говорит Владимир Овчаренко об аукционных лотах,— тем не менее мы тщательно отбираем работы для торгов — такие, чтобы самим не было стыдно. Источники у нас разные — коллекционеры, сами художники, даже галереи. Хочется, чтобы это было разнообразно, не похоже на других и попадало в разные ценовые категории».
Vladey во многом ориентируется на пришедших из далеких от искусства областей новых клиентов, у которых, есть минимальный бюджет, например $10 тыс., чтобы потратить на то, что нравится. Согласно разработанной Vladey концепции, такому покупателю надо предлагать не часы и не яхту, а нечто, объединяющее много достоинств разом — волнующее воспоминание об участии в торгах, инвестиционное качество и оригинальность,— каким может быть только искусство.
На торгах будет около сотни работ, общий эстимейт которых превышает €1,8 млн. Самым дорогим лотом является огромный холст Ильи и Эмилии Кабаковых «№5» из серии «Под снегом» 2004 года, оцененный в €500–600 тыс. Есть также «Полигимния» Валерия Кошлякова (€60–70 тыс.), «Коллекционер и коллекция» Олега Целкова (€40–50 тыс), «МКАД» из цикла «Рейсовый автобус» Семена Файбисовича (€80–100 тыс.). А также много гораздо более дешевых работ молодых художников — группы «ЕлиКука», Александра Дашевского, Аслана Гайсумова, Марии Сафроновой 2012–2013 годов с эстимейтами €4–8 тыс.
Цех Красного ЦСИ «Винзавод», 18 марта, 20.00
"Совком": Русское и западноевропейское искусство XIX-ХХ веков
Очень заметный аукцион с общим эстимейтом до $4-5 млн. "Совком" начинал с торгов советской живописью и продавал ее много и часто; но потом политика изменилась, и теперь аукционный дом устраивает торги реже, зато включает в них классическую русскую живопись, ориентируясь на качественные и дорогие вещи. К таким относится "Свидание князя Серебряного с Еленою Морозовой" кисти Василия Верещагина (эстимейт $700 тыс.— 1,2 млн) или "Песнь весны" Леонида Туржанского ($50-80 тыс.). Но самые интересные лоты, каких не продает больше никто, у "Совкома" остались все же в разделе советской живописи. Прекрасны оригиналы иллюстраций (сделанные как станковые работы, маслом) Юрия Пименова к книжке Самуила Маршака "Хороший день", изданной в 1949 году: сплошные радость, солнце, детство (триптих оценен в $300-600 тыс.). То же настроение — в работе для обложки книги "Наша авиация", сделанной в 1939 Александром Дейнекой ($150-250 тыс.). Однако "Совком" далеко не так прост, как кажется: на аукционе будет также эротическая графика — и того же Александра Дейнеки, и Бориса Кустодиева.
"Совком", 3 апреля, 19.00
"Альбион": Старинные гравюры и карты. Печатная графика XV-XX веков
Аукцион галереи "Альбион" всегда праздник и для тех, для кого недорогое коллекционирование просто забава, и для людей посерьезнее. Виды городов, памятников архитектуры и "красот природы", невероятно забавные, лишившиеся научного смысла, но зато получившие статус модного декоративного элемента, иллюстрации из естественнонаучных энциклопедий, странички из модных журналов — эти "подарочные" разделы с оценками в пределах 5 тыс. руб. сменяются серьезными графическими листами. Например, ксилография "Сотворение Евы" была сделана для фронтисписа к Библии Мартина Лютера (1450 год, 50-70 тыс. руб.). И наконец — самая знаменитая гравюра великого сатирика и гуманиста Жака Калло "Искушение святого Антония" (1635), в которой черти и прочая нечисть измываются не над грешниками, а друг над другом (300-350 тыс. руб.).
"Альбион", 29 марта, 14.00
"Знакъ": "Эмиссия", боны и ценные бумаги
Аукционный дом продолжает заинтересовавшую коллекционеров тему ассигнаций и ценных бумаг. Топ-лот аукциона — проект билета Государственного банка СССР, 1 червонец 1923 года. Проекты советских бумажных денег по редкости многократно превосходят монеты того же периода; в частных коллекциях всего мира известно лишь семь проектов банкнот 1920-х годов различных номиналов (стартовая стоимость 3,5 млн руб.). Несомненно, есть редкости и в более ранних периодах — например, 25-рублевых банкнот 1806 года (это очень крупный номинал для того времени) в мире известно всего пять штук. На торгах торг за такую 25-рублевку начнется с 500 тыс. руб.
"Знакъ", 15 марта, 12.00
"Кабинетъ": Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии
Это не самые крупные торги для аукционного дома, собравшие тем не менее более трех сотен лотов. Среди них большая подборка плакатов и лубочных картинок периода Первой мировой войны, столетие которой сейчас вспоминает Европа и Россия (эстимейты 13-16 тыс. руб.), фотографии семьи императора Александра III, советские агитационные и киноплакаты — например, к фильму "Летят журавли" Михаила Калатозова или к "Снегурочке" Павла Кадочникова (до 5 тыс. руб.). Один из немногих дорогих лотов — альбом гравюр "Живописное и военное путешествие Вилленберга из Пруссии в Россию в 1812 году. Литографии Альберта Адама" (575-650 тыс.руб.).
"Кабинетъ", 18 марта, 17.30
"В Никитском": Искусство, музыка, театр и кино
Аукцион посвящен Дню театра и представляет редкие книги, рукописи, автографы, фотографии, плакаты, предметы графики и декоративно-прикладного искусства, связанные с театральной темой. В книжном разделе — почти все самые известные издания по истории балета, выходившие в России в XIX — начале ХХ века, в том числе альбом Николая и Сергея Легатов "Русский балет в карикатурах". В отделе рукописей — часть архива Федора Шаляпина с договорами, которые он заключал с разными антрепризами, в частности с Сергеем Дягилевым, и редкими фото с автографами. Из архива первой жены Михаила Булгакова происходит машинописный текст рассказа "Морфий" с рукописными правками. Из архива его второй жены — рукопись ее собственной книги — "Воспоминания. Любовь Белозерская-Булгакова". Среди топ-лотов — автографы поэтов Михаила Кузмина и Владимира Маяковского, режиссеров Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда, а также рисунок, сделанный рукой Фаины Раневской.
"В Никитском", 27 марта, 19.00