Газпромбанк прощается с титаном
Он выходит из капитала «ВСМПО-Ависма»
Менеджмент ОАО «ВСМПО-Ависма» во главе с Михаилом Шелковым и Михаилом Воеводиным выкупил у Газпромбанка 15% акций титановой компании. Об этом рассказали источники, близкие к акционерам ВСМПО, и подтвердили совладелец и гендиректор компании Михаил Воеводин и вице-президент банка Андрей Зокин.
Газпромбанк начал скупать акции ВСМПО в 2012 году, к августу увеличив пакет до 13,2%. А уже в ноябре «Ростех», контролировавший 70,42% ВСМПО, объявил, что менеджмент компании в консорциуме с банком выкупит 45,42% ее акций за $970 млн. Источники „Ъ“ рассказывали, что «Ростех» был вынужден продать пакет, так как бюджет госкорпорации «не позволял обслуживать» кредиты ВТБ ($294 млн) и Сбербанка ($495 млн), взятые на скупку акций титановой компании в 2006–2009 годах у Вячеслава Брешта, Владислава Тетюхина и Виктора Вексельберга. В самом «Ростехе», впрочем, не подтверждали эту версию, говоря, что сделка «предусмотрена стратегией».
В итоге консорциум менеджмента ВСМПО и Газпромбанка ЗАО «Бизнес Альянс Компани» (БАК), где 75% плюс одна акция принадлежали руководству ВСМПО, получил 50% плюс одну акцию титановой компании (ее менеджеры внесли в БАК принадлежавшие им 4,6%). Пакет Газпромбанка, к декабрю 2013 года выросший до 15%, в БАК не вносился. На выкуп акций у «Ростеха» БАК привлекала синдицированный кредит, основным кредитором был Сбербанк, остальные банки не назывались, но источники „Ъ“ допускали, что среди них мог быть и Газпромбанк. В банке вхождение в капитал ВСМПО объясняли «расчетами, показывающими очень хорошие перспективы роста капитализации».
Вчера Андрей Зокин заявил „Ъ“, что банк «достиг целевого уровня доходности, который планировался при вхождении в сделку». Цена продажи пакета, по его словам, «немного превысила текущие рыночные котировки». На Московской бирже вчера 15% акций ВСМПО стоили 14,35 млрд руб. С августа 2012 года бумаги компании подорожали на 60%, но Олег Петропавловский из БКС полагает, что в 2012 году банк скупал бумаги у фондов с премией и реальная доходность его инвестиции могла составить около 30%.
С учетом принадлежавших банку акций БАК его эффективная доля в ВСМПО составляла 27,5% акций. По информации источников „Ъ“, банк продает и долю в БАК, но «за символическую сумму». Официально стороны этот вопрос не комментируют. Один из участников рынка говорит, что это «исходно была сделка, во многом строившаяся на договоренностях» и господа Воеводин и Шелков могли просто уже вернуть Газпромбанку деньги, обеспечением для которых служила доля в БАК.
Михаил Воеводин уточнил „Ъ“, что кредит для выкупа акций у Газпромбанка предоставил Сбербанк, который выступил и финансовым консультантом, но детали стороны не раскрывают. Старый кредит Сбербанка на $495 млн, перешедший к БАК, должен был быть погашен в 2014 году. Но банк рефинансировал его «на срок свыше пяти лет», сказал „Ъ“ господин Воеводин. По его словам, сделку инициировал Газпромбанк, который «зафиксировал доходность». Но сам топ-менеджер «уверен в дальнейшем росте капитализации ВСМПО». Одобрения ФАС для сделки не потребуется, так как БАК уже получила одобрение службы на покупку более 50% ВСМПО. Сейчас БАК консолидирует около 65% акций (еще 25% у «Ростеха», он сохраняет пакет, остальное — free float), поэтому оферта миноритариям не требуется, но мажоритарии «будут рады докупить бумаги», заверил Михаил Воеводин.
Сергей Донской из Societe Generale разделяет надежды владельцев ВСМПО, называя компанию «одной из самых привлекательных в российской металлургии с точки зрения потенциала роста». Олег Петропавловский соглашается, что ВСМПО — это «стабильный бизнес на долгосрочных контрактах». Но, полагает аналитик, если бы не желание Газпромбанка выйти из актива, менеджменту не имело бы смысла наращивать пакет.