Охота на "Кобру"
Спецподразделение ГАИ предложено ликвидировать
Специальное подразделение департамента ГАИ, ранее известное как "Кобра", предложено ликвидировать. Предполагается, что его сотрудники войдут в состав обычного подразделения дорожно-патрульной службы. Впрочем, в движении Автомайдан настаивают на полной ликвидации ГАИ.
В среду на заседании парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности было предложено ликвидировать спецподразделение департамента ГАИ, ранее известное как "Кобра". По словам председателя комитета Андрея Кожемякина ("Батькивщина"), соответствующее решение министр внутренних дел Арсен Аваков примет уже в ближайшее время. Как рассказал "Ъ" заместитель главы комитета Николай Паламарчук (УДАР), решение ликвидировать спецподразделение принято по просьбе активистов движения Автомайдан. "Активисты пострадали от действий сотрудников этого подразделения, препятствовавших их передвижению. К тому же лично я не понимаю, зачем в составе ГАИ вообще нужно какое-то спецподразделение",— отметил в беседе с "Ъ" господин Паламарчук. По его словам, предполагается, что сотрудники спецподразделения войдут в состав обычного подразделения дорожно-патрульной службы.
Отдельный специализированный батальон дорожно-патрульной службы особого назначения при управлении ГАИ МВД был создан в 1997 году. В 2003 году он был реорганизован в специальное подразделение особого назначения "Кобра". В его функции входили не только контроль над обстановкой на дорогах, но и охрана общественного порядка, сопровождение первых лиц государства, иностранных делегаций, а также борьба с преступностью. В феврале 2008 года, после дорожного инцидента с тогдашним председателем Верховной рады Арсением Яценюком, когда один из командиров подразделения показал ему средний палец руки, было принято решение о расформировании "Кобры". Впрочем, осенью 2010 года спецподразделение было воссоздано, но без прежнего названия. Подразделение известно частыми конфликтами с активистами интернет-проекта "Дорожный контроль" и движения Автомайдан, обвинявшими его сотрудников в коррупции, злоупотреблении служебным положением и преследовании активистов.
Впрочем, в движении Автомайдан считают, что ликвидировать надо департамент ГАИ в целом. "Проблема ликвидации одного подразделения ничего не решит, ГАИ должна быть ликвидирована полностью, это преступная организация. Во время протестов мы, например, больше страдали от обычных сотрудников ГАИ. В Европе и Грузии с обеспечением безопасности на дорогах прекрасно справляются обычные патрульно-постовые службы. Нам надо перенимать опыт цивилизованных стран",— рассказал "Ъ" один из лидеров движения Сергей Хаджинов.
В парламенте призывают пока не торопиться с ликвидацией ГАИ. "Думаю, что в целом ГАИ нужна. Другое дело, что Госавтоинспекция должна быть реформирована, а сотрудники переаттестованы",— считает Николай Паламарчук.
В ГАИ пока воздерживаются от комментариев по поводу возможного решения министра, но отмечают, что в настоящее время такой приказ еще не издан.