Главные классические концерты марта
Выбор Сергея Ходнева
Бетховен и Шенберг от Госоркестра
Не спешите пожимать плечами, увидев на афише этого концерта: "Бетховен. Симфония N9". Все вовсе не так уж прямолинейно, и очередная программа Владимира Юровского и Госоркестра имени Светланова на самом деле, как обычно, в кураторском смысле не лишена затейливости. Тон в концерте явно будет задавать не столько привычное ликование оды "К радости", сколько тематика фатума и трагизма, как частного, так и историко-политического. Во-первых, как не вспомнить известное поверье о "проклятии Девятой симфонии" — мол, и у Бетховена Девятая стала последней, и Брукнер с Малером, хотя и старались обмануть рок, намеренно запутывая нумерацию своих симфоний, тоже пресловутого проклятия не избегли. И именно в оркестровке Малера бетховенская Девятая прозвучит в концерте. О "проклятии Девятой" впервые заговорил в 1912 году не кто иной, как Арнольд Шенберг,— и его музыку Владимир Юровский тоже включил в программу. Только это будет не что-то из произведений 1910-х годов, а опус 1948 года: кантата "Уцелевший из Варшавы", посвященная жертвам холокоста.
Большой зал консерватории, 9 марта, 19.00
"Интеллектуальная опера: за гранью воображения" на фестивале "Опера априори"
Новый фестиваль "Опера априори", открывшийся Генделем, Вивальди и Моцартом в исполнении Юлии Лежневой, продолжится экскурсией на территорию более современного репертуара. Отчасти даже не просто современного, а почти что сегодняшнего. Одна из двух одноактных опер, которые прозвучат в этот вечер, написана пять лет назад. Это "Черный монах" Алексея Курбатова, молодого пианиста и композитора, в послужном списке которого несколько симфоний, концертов и симфонических поэм, но широкому слушателю, вероятно, самым шумным его успехом должна представляться оркестровка мюзикла "Граф Орлов". "Черный монах" окажется в достойной, хотя и крайне обязывающей компании, поскольку второй опус программы — ни много ни мало "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока. За пульт Московского государственного академического симфонического оркестра встанет дирижер Большого Павел Сорокин, а на главные партии в опере Бартока приглашены их эталонные исполнители — сопрано Илдико Комлоши и бас Балинт Сабо.
Большой зал консерватории, 16 марта, 19.00
Теодор Гушльбауэр и БСО имени Чайковского
Большой симфонический оркестр имени Чайковского предпринимает несколько неожиданный для своей постоянной московской публики эксперимент. То есть Бетховен, который прозвучит во втором отделении, конечно, никакого сюрприза не представляет (хотя все-таки стоит отметить, что это не Третья, Пятая или Седьмая, а менее шлягерная Четвертая симфония). Как и предлагаемая концертом венская тема: в конце концов, и у маэстро Владимира Федосеева, и у его оркестра с Австрией давние связи. Но рядом с венским классиком в программе стоят нововенцы — "Три пьесы для оркестра" Берга, "Пассакалия" Веберна, поздние "Тема и вариации для симфонического оркестра" Шенберга. Эту программу готовит с оркестром приглашенный дирижер, опять-таки уроженец Вены — заслуженный маэстро Теодор Гушльбауэр, ученик Ганса Сваровски и Герберта фон Караяна, многолетний руководитель линцского Брукнер-оркестра и признанный специалист по австро-немецкому репертуару.
Большой зал консерватории, 21 марта, 19.00
V фестиваль Мстислава Ростроповича
Фестиваль Мстислава Ростроповича держит планку — за десять дней в Москве выступят четыре европейских оркестра первого ранга. Включая, например, Филармонический оркестр Радио Франции, который даст два концерта с маэстро Мюнг-Вун Чунгом (30 и 31 марта). Российские коллективы в программе десятидневного фестиваля представлены Российским национальным оркестром (с Михаилом Плетневым не только за дирижерским пультом, но и за роялем). Открывать же фестиваль поручено лондонскому Philharmonia Orchestra под управлением Эсы-Пекки Салонена. В программе первого их концерта — симфонии Бетховена и Сибелиуса (Третья и Пятая соответственно), второй будет целиком посвящен Шостаковичу. Обещана сенсация в виде российской премьеры неоконченной оперы Шостаковича "Оранго". Оперу-буфф заказал композитору в 1932 году Большой театр. Рассчитывали, что сатирическое произведение "о росте человека в процессе социалистического строительства" украсит празднование 15-летия Октябрьской революции, а к работе над либретто (замысел которого парадоксально напоминает "Собачье сердце" Булгакова) привлекли Алексея Толстого. Но либретто не поспело в срок, юбилей революции прошел без премьеры, и неоконченная рукопись партитуры надолго оказалась на архивной полке — ее обнаружили только десять лет назад.
Большой зал консерватории, с 27 марта
"Чужестранка" Винченцо Беллини
Таинственная дама под покрывалом, уединенно живущая в бретонской глуши где-то в конце XII столетия, смущает умы и души местного населения. Некий страшный секрет, брошенная невеста, дуэль, судилище, самоубийство — на драматические ситуации либреттист не скупится. В конце концов выясняется, что незнакомка — брошенная жена короля Франции Филиппа II Августа, которая рассчитывает вернуть себе трон. Оперу Беллини "Чужестранка", в забавном соответствии с ее названием, в Москве никогда прежде не слышали. Москва, впрочем, не одинока — "Чужестранка" вообще до поры до времени, казалось, навсегда прописалась в числе забытых раритетов оперы бельканто, хотя в свое время, после премьеры в Ла Скала в 1829 году, ее по всей Европе принимали с триумфом. Возвращение "Чужестранки" на сцену, и концертную, и театральную, началось лишь недавно. В Москве главные партии в опере споют молодой южнокорейский тенор Джи Мин Парк и итальянская сопрано Патриция Чофи, известная столичной публике, в частности, по концертному исполнению еще одной оперы Беллини — "Капулетти и Монтекки".
Концертный зал имени Чайковского, 29 марта, 19.00