"Кремль будет публично заявлять о приверженности территориальной целостности Украины"

"Справедливая Россия" предлагает упростить процедуру присоединения новых регионов. Депутаты инициируют поправки в закон о принятии новых территорий в состав России. Политолог, главный редактор "Русского журнала" Александр Морозов обсудил ситуацию с ведущими Натальей Ждановой и Олегом Богдановым.

Фото: Заир Акадыров, Коммерсантъ

Предполагается, что для присоединения территории будет достаточно "волеизъявления народа". Кроме того, депутаты предлагают упростить порядок предоставления российского гражданства гражданам СНГ.

Н.Ж.: Эта инициатива выглядит абсолютно нацеленной на Крым. Действительно ли "Справедливая Россия" намерена таким образом покуситься на полуостров?

А.М.: Да, несомненно, это так. Надо напомнить, что еще в бытность председателем Совета федерации Сергей Миронов выдвигал во время грузинского конфликта инициативу, которая упрощает военные действия России на чужой территории, и выступал за то, чтобы передать полномочия принятия решения президенту. Ранее для таких военных действий требовалось и согласие Совета федерации. И есть такая же точно идея, очень близкая, сокращающая процесс принятия быстрого решения по присоединению чужой территории.

О.Б.: Вчера крымский Верховный совет объявил о референдуме, вопрос интересно там сформулирован: Крым — самостоятельное государство, но входит в состав Украины на основе различных договоров. Что дает такая формулировка на референдуме? Ведь это не означает, что Крым отделяется от Украины, это просто расширение автономии, я так понимаю?

А.М.: Это больше, чем расширение автономии. Я думаю, дальше политически это будет проходить под лозунгом федерализации Украины.

О.Б.: А дальше?

А.М.: А дальше после этого возникает перспектива и выхода Крыма из состава Украины как федерации.

О.Б.: Это следующий референдум, может быть?

А.М.: Это следующий референдум или какой-то следующий шаг, возможно, не референдум, а уже просто решение крымского парламента.

О.Б.: Понятно, что сейчас в Крыму большинство возьмет российское гражданство, много желающих — большое российское население. Дальше за Крымом юго-восток Украины может пойти и просить российское гражданство. С этой точки зрения как ситуация выглядит?

А.М.: Сейчас, конечно, трудно прогнозировать по юго-востоку, потому что очень большое отличие существует между юго-востоком Украины и Крымом. Но что касается Крыма, то совершенно невозможно исключать теперь того, что можно назвать словом "аншлюс". Ситуация похожа на Германию и Австрию. Население Крыма в значительной степени русское и себя от России внутренне не отделяет.

Н.Ж.: Как вы считаете, насколько вероятно, что на фоне всего этого может произойти некий конфликт между Украиной и Россией, потому что накануне господин Турчинов говорил, что любые перемещения, например, Черноморского флота в Крыму, будут восприниматься как военная агрессия. Он абсолютно четко дал Москве понять, что никаких манипуляций не должно быть. Вам не кажется, что следующий вопрос про то, что эта инициатива эсеров несколько обостряет ситуацию эмоциональную?

А.М.: Вы знаете, на первый взгляд, невозможно себе представить, чтобы Россия нарушила международный договор или проводила целенаправленную политику на отделение Крыма от Украины. Но при этом, если вдуматься, то возникает странное впечатление: во-первых, противодействие этому со стороны международного сообщества сейчас вероятно будет очень-очень слабое. Украина сама не в состоянии противостоять этому процессу. Кроме того, у Владимира Путина и у Кремля возникают великолепные политические перспективы во внутренней политике в случае, если такое отпадение Крыма состоится.

О.Б.: Это какие перспективы?

А.М.: Будет большой патриотический подъем.

О.Б.: Это да.

А.М.: Очевидно, что это будет работать очень сильно на внутренний рейтинг Путина, и не просто на рейтинг, а укрепит его позиции лет на 20.

О.Б.: В общем, до третьего срока или до четвертого.

А.М.: Да.

Н.Ж.: До четвертого уже получается.

О.Б.: Скажите, пожалуйста, Александр, Россия является гарантом границ Украины. Я вчера слышал, что политологи трактуют это как "от внешнего вмешательства". Но Крым — это же внутренний фактор, внутриукраинский. Здесь будет ли референдум о выходе нарушением этого договора?

А.М.: Да, конечно, он будет формально таким нарушением, но дело в том, что будет две политические линии. Думаю, что Кремль будет публично заявлять о невмешательстве, о приверженности территориальной целостности Украины. Тем временем, процесс будет идти, и события двух последних суток: появление там большого десанта депутатов, подготовка каких-то добровольческих полков.

О.Б.: Добровольческие полки без опознавательных знаков уже ходят в Крыму, перемещаются. Возбужденные украинцы передают это в Киев, в центр.

А.М.: Да, ночные новости о том, что неизвестные вооруженные лица блокировали два аэропорта, пусть и временно.

Н.Ж.: Были такие сообщения, но пока непонятно, было ли это действительно, потому что были опровержения.

О.Б.: Фотографии.

Вся лента