Совет федерации выступил единым фронтом
Владимир Путин получил полное одобрение на случай военной операции на Украине
Владимир Путин 1 марта получил карт-бланш на использование армии на территории Украины. Помимо Совета федерации (СФ), который по Конституции решает вопрос об использовании вооруженных сил (ВС) РФ за рубежом, защитить население Крыма попросило и руководство Госдумы. Против военной операции выступили некоторые внедумские партии и треть президентского Совета по правам человека (СПЧ).
Внеочередное заседание совета Думы, о котором его участники узнали лишь за несколько часов до начала, прошло в субботу около 15:00. По словам вице-спикера нижней палаты Сергея Железняка ("Единая Россия"), собраться было решено после возвращения из Крыма депутатской делегации. "Генеральный замысел не разъяснялся,— пояснил "Ъ" один из членов совета.— Нам показали тексты, мы проголосовали". Текста было два. В одном "от имени депутатов Госдумы" совет усомнился в возможности властей Украины "принимать легитимные решения", осудил "насилие и преследование инакомыслия", а в обращении к Владимиру Путину попросил "оказать содействие в обеспечении мира и спокойствия на территории Крыма", используя для защиты населения "все имеющиеся возможности".
После заседания думского совета на сайте палаты были обнародованы заявления представителей фракций о поддержке принятых документов. "Дополнительно легитимизировать решение совета не надо",— заверили "Ъ" в руководстве палаты. "Регламент не устанавливает, какого рода решения может принимать совет, и формально принятие таких заявлений не запрещено",— заявил "Ъ" первый зампред фракции "Справедливой России" Михаил Емельянов. Около 15:00, синхронно с Госдумой, похожие заявления принял совет верхней палаты.
Формально с конца 2009 года президенту РФ не требуется поддержки для применения ВС РФ за рубежом — норма об "оперативном использовании ВС РФ за пределами территории РФ" была указана в законе "Об обороне" (ст. 10.1). Она позволяет главе государства без проволочек использовать армию для защиты граждан РФ и отражения нападения на российские войска, дислоцированные за рубежом (ч. 2.1 ст. 10). А поскольку п. "г" ст. 102 Конституции относит "решение вопроса о возможности использования ВС РФ за пределами России" к полномочиям СФ, палата еще 16 декабря 2009 года дала право президенту на "оперативное использование" войск.
Однако 1 марта, после обращения советов Госдумы и СФ, Владимир Путин этим правом не воспользовался и все-таки обратился к СФ с просьбой использовать армию России "на территории Украины" — в связи угрозой жизни "соотечественников, личного состава воинского контингента ВС РФ" в Крыму. По словам источника "Ъ" в СФ, о внеочередном заседании палаты стало известно еще в пятницу, но в повестке стояло принятие заявления по ситуации на Украине, а также обращения СФ к президенту Владимиру Путину о защите граждан РФ. Сенаторов стали приглашать 1 марта с утра. "Позвонили и сказали срочно приехать на заседание, хотя для заявлений необязательно собираться в срочном порядке, да еще в субботу",— сказал "Ъ" один из сенаторов.
Документ об использовании ВС РФ поступил около 17:00. К 19:00, когда началось экстренное заседание СФ, его уже поддержали комитеты по обороне и международным делам. Обращение президента сенаторам представил статс-секретарь, замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Спикер СФ Валентина Матвиенко предложила коллегам "принять все меры для того, чтобы помочь братскому народу". Противников предложения среди сенаторов не оказалось. Александр Чекалин назвал действия РФ "принуждением к отказу от угроз нашему народу". А Олег Пантелеев цитировал Владимир Маяковского: "Тише, ораторы, ваше слово, товарищ Маузер!" Сенаторы выступали, пока Анатолий Лысков не одернул коллег: "Мы теряем время президента". В итоге 90 из 164 действующих сенаторов, которых удалось собрать на Большой Дмитровке, предложение Владимира Путина поддержали.
Даже без необходимости немедленного ввода армии на Украину "президент заручился коллегиальной поддержкой СФ", заявил "Ъ" глава думского комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий. Она понадобится в случае, если речь пойдет о действиях за пределами Крыма, пояснил он. Такой "коллегиальной поддержкой", к примеру, не были обеспечены действия России в августе 2008 года во время конфликта в Грузии, когда, по официальной версии спикера СФ Сергея Миронова, речь шла лишь об увеличении "контингента миротворческих сил" (см. "Ъ" от 12 августа 2008 года).
Между тем "недопустимыми и преступными" боевые действия назвал экс-председатель "Яблока" Григорий Явлинский. По его словам, проблемы Украины могут быть решены без "военной интервенции", но руководство РФ добивается отказа Украины "от обязательств по сохранению территориальной целостности". С требованием отказаться от провокаций, ведущих к "гражданской войне на Украине", выступили вчера сопредседатели РПР--ПАРНАС Михаил Касьянов и Борис Немцов. Лидер "Гражданской платформы" Ирина Прохорова лаконично попросила президента и "всех здравомыслящих людей во власти" не допустить "вмешательства в дела Украины".
Во вторник свою позицию определит СПЧ, заявил "Ъ" его председатель Михаил Федотов. На сайте СПЧ обнародовано заявление 22 членов совета о том, что нарушение суверенитета Украины "совершенно неадекватно масштабу нарушений", в то время как использование ВС РФ "всегда чревато эскалацией насилия и более масштабными нарушениями прав человека". "Проблемы Украины должны решаться политическим урегулированием и постоянным поиском компромисса по важнейшим спорным вопросам, но никак не с помощью ввода войск",— подчеркнули в СПЧ.