"Непонятно, почему молчит остальная интеллигенция"
Российские рок-музыканты против войны. Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и Андрей Макаревич опубликовали заявления, в которых они выражают протест против вторжения российских вооруженных сил на Украину. Редактор отдела культуры журнала "Огонек" Андрей Архангельский ответил на вопросы ведущих Олега Богданова и Максима Митченкова.
М.М.: Сейчас рок-музыканты опубликовали соответствующее заявление, до этого некоторые члены Совета по правам человека. Скажите, какое влияние будут оказывать в дальнейшем подобные заявления?
А.А.: Очень большое влияние. Я напомню, что люди, которые сейчас стоят по обе стороны границы, в какой-то степени воспитаны на песнях Макаревича, Шевчука и Гребенщикова. Благодаря этим песням, в том числе, у нас общая идентичность, поэтому обращение этих людей — действительно единственное и лучшее, что они могут сделать в этой ситуации. Другое дело, что я не понимаю, почему молчит остальная интеллигенция, ее не слышно: актеры, народные артисты — где они? Ау! Эти трое, благодаря которым, в том числе, обрели внутреннюю свободу в детстве, в юности, спасли честь русской интеллигенции, вчера, по крайней мере.
О.Б.: Так вроде ничего не происходит, никаких событий, боевых действий.
А.А.: По-вашему, вроде ничего не происходит.
О.Б.: Никто не погиб, слава богу.
А.А.: Я сегодня спал два часа, потому что я смотрел и слушал, что происходит. Слушал, в том числе, и украинское телевидение, чтобы иметь общее впечатление.
О.Б.: И как вам, кстати?
А.А.: Они все говорят, что захватчики в Балаклаве, Бахчисарае. Мать военнослужащего украинской армии рассказывает о том, как их захватили и требуют, чтобы они переходили в гражданство Российской Федерации или же писали заявление на увольнение их армии. Это, по-вашему, ничего не происходит?
О.Б.: Просят людей — они пишут. Главнокомандующий ВМС написал, делал заявление. Хочется людям переходить — мирно происходит все. Вот недавно Максим Шевченко рассказывал, что все беседуют, чуть ли не выпивают.
М.М.: Да, такие панибратские отношения.
О.Б.: Постепенно переходят: нравится людям, они переходят, войны никакой нет, все мирно, музыка играет, концерты в Крыму.
М.М.: Никто не стреляет.
О.Б.: Какие проблемы?
А.А.: Войны никакой нет, Украина накануне введения военного положения, она готовится, люди в очереди в военкоматы стоят. У меня есть такое ощущение, что у нас тут вообще слабо представляют, какое настроение на Украине. Я считаю, что примерно как в Польше 1939 года: небольшая по сравнению с нами страна, которая, условно говоря, зажата между двумя сверхдержавами. И что ей делать? Это психология такой страны, это не совсем то, что у нас, это другое.