Приехали к сокращениям
Из-за падения спроса нижегородский автопром готовится оптимизировать кадры
Снижение спроса на продукцию автомобильной промышленности уже отразилось на нижегородских автопредприятиях. Павловский автобусный завод (входит в дивизион «Автобусы» Группы ГАЗ) в феврале сократил 180 сотрудников, а чтобы избежать увольнения еще 400 человек, перешел на сокращенное рабочее время. Для сохранения в штате более 500 сотрудников на две недели ушел в неоплачиваемый корпоративный отпуск Заволжский моторный завод концерна Sollers. Эксперты прогнозируют, что при существующих темпах снижения объемов производства таких мер будет недостаточно, а поддержать заводы смогут госпрограммы.
О проблемах нижегородского автопрома вчера на заседании областного правительства рассказал министр промышленности и инноваций Нижегородской области Владимир Нефедов. По данным министерства, оптимизацию производства уже начали ОАО «Павловский автобусный завод» (ПАЗ) и ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ, производит двигатели для Ульяновского автозавода и ПАЗа).
Павловский автобусный завод на минувшей неделе сократил 180 сотрудников, под угрозой сокращения находятся еще около 400 человек. Сейчас завод работает в режиме сокращенной рабочей недели. В марте и апреле мощности будут загружены имеющимися заказами, однако в мае сотрудники предприятия будут вынуждены уйти в корпоративный отпуск.
В пресс-службе Группы ГАЗ пояснили, что режим работы Павловского автобусного завода в 2014 году будет зависеть от ситуации на российском рынке коммерческого транспорта. «В целом по стране автобусный рынок в 2013 году сократился более чем на 20%, в связи с усилением негативных явлений в экономике падение рынка коммерческого транспорта продолжается в январе и феврале текущего года. Усилия компании нацелены на то, чтобы максимально сгладить негативное влияние рыночных тенденций на социальную ситуацию. Чтобы обеспечить занятость персонала и сохранить рабочие места, на предприятии ведется гибкое планирование производства, которое позволяет выпускать продукцию в строгом соответствии с рыночным спросом, внедрена программа сокращения затрат, ведется работа над снижением себестоимости продукции», — сообщили в Группе ГАЗ, добавив, что основную часть высвобождающихся с ПАЗа сотрудников составляют те, кто работал на срочных трудовых договорах, но масштабных сокращений не планируется.
Заволжский моторный завод пока никого не сократил, но работает в режиме неполного рабочего времени с 24 февраля до 24 июля. «С учетом имеющейся загрузки для оптимизации работы предприятию, по расчетам, следовало бы сократить численность сотрудников на 506 человек. Но чтобы не допустить массовых увольнений и сохранить персонал, было принято решение работать в режиме сокращенного рабочего времени. Поэтому угрозы увольнения на данный момент нет», — пояснили „Ъ“ на ЗМЗ. В частности, работники завода находились в неоплачиваемом административном отпуске с 24 по 28 февраля. Всего на ЗМЗ и дочерних предприятиях, расположенных на промплощадке завода, работают порядка 5,6 тыс. человек.
Напряженную ситуацию объясняют продолжающимся третий год падением автомобильных продаж в России. «Основным потребителем нашей продукции является УАЗ: на его долю приходится 78% выпускаемых двигателей, которые мы производим в рамках технологической кооперации. И наш график связан с его графиком. УАЗ находится в административном отпуске с 24 февраля до 7 марта, но мы начали работать раньше на неделю, так как поставляем продукцию также ПАЗу и столичным дилерам», — пояснили на ЗМЗ. Приостановку в работе Ульяновского завода в Sollers объясняют снижением спроса и объемов производства. Как пояснили „Ъ“ в пресс-службе концерна, в 2013 году завод произвел 62,5 тыс. автомобилей, или на 8% меньше, чем в 2012 году. В январе завод также планово не работал: на площадке монтировалась новая линия окраски, а в феврале завод работал в две смены все время, кроме последней недели.
Прогнозы автопроизводителей на 2014 год неутешительны. «Весь рынок снижает объемы, спрос падает, и мы в 2014 году также прогнозируем отрицательную динамику к 2013 году. Но окончательных прогнозов пока нет», — говорят на ЗМЗ. В правительстве области судьбой градообразующих предприятий обеспокоены, и в марте планируется провести совещание по ситуации на ОАО ПАЗ. «Мы будем пристально наблюдать за работой завода и оказывать ему помощь в обеспечении заказами — как по линии гособоронзаказа, так и в рамках кооперации с другими предприятиями», — цитирует господина Нефедова «НИА-Нижний Новгород». Кроме того, по информации министра, в 2013 году снизилась загрузка по судостроительной отрасли, также возникли проблемы у медико-инструментальной промышленности. Более того, в прошлом году в регионе наблюдалось снижение консолидированного баланса прибыльности предприятий.
По мнению аналитиков, с учетом низких январских показателей годовые прогнозы по коммерческому транспорту могут оказаться ниже первоначальных. «Изначально предполагалось, что продажи коммерческого транспорта в 2014 году сохранятся на уровне 2013 года, но в январе производство просело, по разным оценкам, на 50% к январю 2013 года. Январь не является показательным месяцем, но если тенденция сохранится и производители так и не увидят спроса, то до конца года можно ожидать падения производства коммерческого сегмента на 10% по оптимистичному сценарию», — полагает аналитик БКС Игорь Краевский. К примеру, по данным Russian Automotive Market Research, продажи легких коммерческих автомобилей производства Горьковского автозавода по итогам 2013 года сократились на 8,7% к 2012 году (до 82395 единиц), а по итогам января 2014 года снизились уже на 21% к январю 2013 года до 3260 штук.
Удастся ли в таких условиях сохранить коллективы, пока неясно, отмечает эксперт: не исключено, что при продолжении падения производства заводам придется сократить часть персонала. «АвтоВАЗ, например, в текущем году сократил 7% сотрудников: 5 тыс. рабочих и 1,5 тыс. административного персонала, ввел сокращенное рабочее время КаМАЗ. Избежать массовых сокращений может помочь государство, запустив программу по субсидированию процентных ставок и программу утилизации старых автомобилей. Это позволит поддержать спрос на продукцию автопрома», — полагает господин Краевский.