Какие инвестиционные возможности вы видите в Крыму?
Бизнесмен Руслан Байсаров готов инвестировать 12 млрд руб. в крымские курорты — об этом президент Чечни Рамзан Кадыров сообщил главе Крыма Сергею Аксенову. В целом же Минэкономразвития России оценивает объем инвестиций, необходимых для восстановления транспортной и рекреационной инфраструктуры нового субъекта федерации, в $3,5-4 млрд.
Александр Бречалов, президент "Опоры России":
— Вся палитра традиционных бизнесов плюс фактор побережья дают практически полную картину всех инвестиционных возможностей. "Опора России" готовит бизнес-миссию в Крым. Мы опросили предпринимателей, у кого есть интересы по этой территории. И получили такой интересный запрос: это и туристический кластер, все, что связанно с отдыхом. Второе, с учетом того что Крым — винодельческий регион, это виноградники. У нас есть предприниматели, которые производят сидр, им интересны контакты в Крыму. Еще в инвестициях в Крым заинтересованы те, кто занимается розничной, сетевой продажей оргтехники и ритейлеры.
Андрей Мовчан, управляющий партнер УК "Третий Рим":
— Крым — это тяжело дотационный регион, где слабо развита инфраструктура, плохо урегулированы права собственности. Так что инвестиционной возможностью там является все, что угодно, потому что ничего нет. Но это если на это "все, что угодно" будет спрос. С другой стороны, в Крыму живут два миллиона человек, и примерно 70% из них в той или иной форме получали дотации из бюджета. То есть предпринимательская и потребительская активность очень низка. Регион не обеспечивает себя электроэнергией, водой, там нет транспортных магистралей, связывающих его с Россией. Так что в первую очередь востребованы будут капитальные инвестиции. И скорее всего, их будет делать государство. Это будет второй Сочи, или еще один саммит АТЭС. Частным инвесторам я бы предложил пока подождать. Ни внутренний юридический статус, ни будущий экономический профиль, ни даже структура населения пока не понятны. Часть жителей, воспользовавшись гражданством, уедет в Россию. Но, думаю, будет некая разнарядка среди близких к власти олигархов.
Александр Идрисов, управляющий партнер консалтинговой компании Strategy Partners:
— Туризм, виноделие и транспорт — вот три сферы, где есть хоть какие-нибудь инвестиционные возможности. И если это будет организовано при поддержке государства, так, как это было сделано с Олимпиадой, то деньги туда будут вкладываться. Если же государство не подключится, то сильно сомневаюсь, что индивидуальные инвесторы с энтузиазмом бросятся туда.
Анатолий Аксаков, депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков России:
— Крым был дотационным, в том числе потому, что туда не вкладывались средства. У Украины, может быть, не было денег, а может, не считали его до конца своим и не вкладывали. Россияне боялись вкладываться, потому что уровень коррупции на Украине зашкаливал. Сейчас появляется определенность, и российские инвестиции в Крым пойдут. В первую очередь в сектор отдыха и развлечений, сельхозпереработку и виноделие. В Крыму можно два раза собирать урожай зерновых, картофеля три раза. Также возможны инвестиции в приборостроение. Надеюсь, что кадры завода "Фотон" и местного института еще не утеряны. Далее, все, что связано с обслуживанием рыболовецкого, морского и военно-морского флота. Еще можно создать международный финансовый центр: Крым может стать российским Гонконгом. Думаю, при соответствующем решении инвестиции пойдут и на это.
Евгений Дегтярев, член совета директоров ОАО "Донэнерго" и ОАО РКР:
— Их очень много. Это и развитие судоходства, инвестиции в порты и портовую инфраструктуру, логистические объекты. Вообще, вкладываться в транспортную инфраструктуру сейчас особенно актуально. Нужно реконструировать дороги, они все, мягко говоря, в несоответствующем состоянии. Но это уже бюджетные инвестиции. Актуально будет строительство ветряных и электростанций, инвестиции в водоснабжение. Добыча природного газа там уже ведется, но никто не мешает вкладывать в эту отрасль еще. И не стоит забывать про виноградарство. В Крыму произрастают эксклюзивные сорта, которых нет в мире. Виноматериалы у Крыма закупает Франция. Ну и очевидное: инвестировать в санатории, гостиницы и сферу обслуживания. Это даст синергетический эффект — одновременно со строительным сектором поднимутся и другие отрасли.
Владимир Гутенев, первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей:
— Кроме туризма перспективны девелоперские проекты. Очень большой потенциал для развития промышленности, причем высокотехнологичной, потому что всю Восточную Украину отличает высокий уровень компетенции, хорошие инженерные кадры. Не случайно ведущие предприятия судо- и ракетостроения находятся в Юго-Восточной Украине. Поэтому надеюсь, что переход Крыма под российскую юрисдикцию не изменит наших отношений с самой Украиной. Глубокая межпроизводственная кооперация выгодна нам и необходима им. Со своим товаром и комплектующими иных партнеров в Европе, кроме России, они не найдут.