Высокобюджетный потоп

Сколько зрителей соберет «Ной» на свой ковчег

Новый фильм режиссера Даррена Аронофски "Ной" стартует одновременно в большинстве стран, включая США и Россию. Можно усмотреть в этом намек создателей: история практически универсальна в том смысле, что понятна почти всему миру.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Переосмысление известнейшей библейской легенды — шестая по счету полнометражная работа выходца из Бруклина, и это самый дорогостоящий (бюджет со $130 млн дорос в итоге до $160 млн) и, похоже, самый амбициозный из его проектов. Как сообщил сам Даррен Аронофски, фигура Ноя занимала его с юности, хотя не в каноническом христианском ключе: по мнению режиссера, Ной — "мрачный и сложный персонаж", который после Всемирного потопа испытывает "настоящую вину выжившего".

К экранизации глав Книги Бытия Даррен Аронофски шел окольными путями. Сначала написал пару вариантов сценария, потом вместе с канадским художником Нико Анришоном сделал из него комикс, который был опубликован в Бельгии на французском языке. Выход "графического романа" не стал событием в мире комиксов, зато помог убедить боссов Paramount и Regency Enterprises вписаться в кинопроект и выложить на него рекордную для Аронофски сумму.

Сотрудничество голливудского мейджора и одного из главных независимых режиссеров США предсказуемо получилось нервным и не безоблачным. Достоянием гласности стал такой, к примеру, эпизод. В какой-то момент представители студии, напуганные местными ревнителями христианской веры (которые выступали против фильма, еще его не посмотрев), попытались провернуть с "Ноем" свой излюбленный трюк, когда фильму делают несколько разных финалов, а потом зовут зрителей на фокус-группы и тестируют концовки на них. Режиссера, понятное дело, не известили, ему даже не показали, что они там намонтировали из отснятого материала. Аронофски в связи с этим очень переживал, в основном вслух и в профильной прессе,— нужно ли говорить, что общественное мнение было целиком на его стороне. Через некоторое время Paramount признала, что из ее затеи ничего путного не вышло, и все-таки решила выпускать режиссерскую версию — и будь что будет.

Так что Даррену Аронофски, в общем, не за что обижаться на киностудию. Во-первых, она приняла все его условия в творческой части. Во-вторых, для него купили немного рабочего времени у легендарной студии спецэффектов Industrial Light and Magic, и та, работая на своих компьютерах над ордами животных, следующих на Ковчег, создала, согласно официальному отчету, "самый сложный рендеринг в истории компании". Вдобавок Paramount сумела слепить для Аронофски превосходный актерский состав. На каждую позицию, как водится, рассматривалось несколько кандидатур: скажем, на позицию жены Ноя — Наамы претендовала Джулианна Мур, но роль досталась Дженнифер Коннелли. Жену ноевского сына Сима (Шема), Илу, чуть было не сыграла Дакота Фэннинг (Аронофски очень хотел видеть в фильме именно ее), но помешал график съемок, и в проекте появилась Эмма Уотсон, которая, говорят, тоже неплохо в него вписалась. Главную позицию режиссер поначалу предлагал Майклу Фассбендеру — тот отказался, а также Кристиану Бейлу, но он променял Ноя на роль Моисея в другом религиозном эпике — в "Исходе" Ридли Скотта. В итоге выбрали Расселла Кроу. Шаг, с одной стороны, вполне объяснимый — актер не раз доказывал, что хорош в костюмных фильмах. С другой — довольно рискованный: на счету Кроу не так чтобы очень много фильмов с действительно большой кассой. Учитывая производственный бюджет, для значимого успеха "Ною" необходимо собрать хотя бы полмиллиарда долларов.

В фильмографии Расселла Кроу пока есть только один проект, заработавший больше,— логичным образом он возглавляет топ-5 фильмов актера по кассе. Работа режиссера Зака Снайдера "Человек из стали", где Кроу сыграл криптонского ученого Джор-Эла, отца главного героя — Супермена, собрала $687,9 млн, но стоила при этом довольно много — $225 млн, так что коэффициент кассового успеха (ККУ) тут умеренный — 3,05.

На второй позиции — блокбастер с главной ролью Расселла Кроу, но до полумиллиарда этот проект не дотянул. Исторический эпик "Гладиатор" Ридли Скотта заработал в мировом прокате $457,6 млн; с ККУ у него получше, чем у лидера рейтинга,— 4,44, поскольку на создание было потрачено всего $103 млн. Вдобавок эта картина отхватила пять "Оскаров", и один из них — на счету лично Кроу ("лучшая главная мужская роль").

На третьем месте кассового топ-5 выходца из Новой Зеландии недавний мюзикл "Отверженные", снятый Томом Хупером. В нем актер сыграл инспектора Жавера, противоречивого персонажа; при создании этого образа Кроу пользовался биографией знаменитого французского сыщика Видока, личности тоже неоднозначной. Это один из самых успешных проектов в каталоге Расселла Кроу: $441,8 млн кассы при бюджете $61 млн, то есть ККУ 7,24. Фильму тоже перепало несколько кинопремий, но сам Кроу не получил ни одной.

Четвертое место рейтинга занято еще одной костюмной картиной, еще одним творением Ридли Скотта, еще одной главной ролью Кроу. Приключенческий "Робин Гуд", вышедший в 2010-м, может похвастаться $321,6 млн заработка, однако из-за крупного бюджета ($155 млн) ККУ получился довольно вялый — 2,07. Неудивительно, что боссы Universal Pictures до сих пор не дали добро на сиквел, хотя финал фильма открыто на него указывает.

Замыкает пятерку самых кассовых работ Расселла Кроу еще один его актерский триумф, байопик о великом математике Джоне Нэше — "Игры разума" Рона Ховарда. В 2001 году фильм стоимостью $58 млн заработал $313,2 млн (ККУ 5,4), кроме того, он взял четырех "Оскаров"; Кроу получил номинацию на лучшую мужскую роль, но проиграл Дензелу Вашингтону ("Тренировочный день").

Вся лента