"Европейские государства не в восторге от того, что придется кормить Украину"

США приостановили военное сотрудничество с Россией в связи с ситуацией на Украине. Заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам Андрей Климов обсудил ситуацию с ведущими Олегом Богдановым и Максимом Митченковым.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

М.М.: Интересуют санкции, планы, разрыв торговых отношений с Соединенными Штатами. Там уже заявили о разрыве военных отношений, о том, что какие-то экономические санкции будут применены, что вы по этому поводу можете сказать, как прокомментировать?

А.К.: С точки зрения торгово-экономических отношений, они у нас не очень большого объема, и доля Соединенных Штатов Америки в торговом обороте России минимальная. Поэтому речь может идти о неких политических демаршах, таких, как отказ собираться и приезжать, допустим, на какую-нибудь встречу G8. Могут ввести ограничения для ряда наших чиновников для посещения Соединенных Штатов Америки, они это уже делают.

На самом деле, это все контрпродуктивно, потому что у нас с американцами есть очень серьезная повязка, в которой они заинтересованы не меньше, чем мы. Это и ситуация с Северной Кореей, и афганская ситуация, и иранская ситуация, этот список можно продолжать до бесконечности — там еще международный терроризм присутствует.

Поэтому я бы на месте американцев серьезно задумался, они, на мой взгляд, сначала должны наказать тех людей, которые спровоцировали эту ситуацию в Киеве, сделали они это намеренно. С этими людьми, их администрацией стоило бы разобраться.

О.Б.: В случае дальнейших шагов по осложнению обстановки, осложнению отношений с Россией со стороны Соединенных Штатов, начинают формироваться, некие коалиционные блоки. Могут они формироваться? То есть, с кем Россия будет блокироваться?

А.К.: Я бы сейчас не переходил к вопросам формирования каких-то блоков, вообще терминологию "холодной войны" стоит применять реже. У нас, например, по-любому имеются отношения со странами БРИК, которые достаточно надежные партнеры, и это, я напомню, 40% мирового населения, самый большой рынок в мире внутренний, это валовый внутренний продукт совокупный, который больше валового внутреннего продукта США и Европейского Союза. Так что об изоляции, речи, конечно, быть не может. Это сейчас вот такие пиар-ходы, ребята пытаются спрятать концы в воду, потому что то, что они затеяли на Майдане, к сожалению, вышло из-под их контроля, и теперь они ищут виновных.

О.Б.: Следующие шаги с нашей стороны какие могут быть на Украине?

А.К.: Мы ведь предлагали уже неоднократно всем сесть вместе за стол переговоров. Сначала наши предложения были такими, что Европейский Союз, Москва и Киев втроем садятся, теперь это может быть, например, формат ОБСЕ. Мы, главное, должны вернуться к тем принципиальным договоренностям, которые были достигнуты по состоянию на 21 февраля. Они тогда устраивали всех.

Речь, конечно, не идет о механическом возвращении того же Януковича, но краеугольные вопросы, по которым были договоренности, мне кажется, надо вернуть на место. А это создание широкого коалиционного правительства, которое бы представляло все политические партии, интересы основных территорий Украины. Естественно, настаиваем на территориальной целостности этой страны. И, разумеется, необходимо увести с улиц вооруженных людей непонятной ориентации и принадлежности.

М.М.: Да, господин Климов, у меня еще вопрос по поводу санкций. Обычно, когда Америка вводит какие-то санкции против нас, мы отвечаем соразмерно. Сейчас, если такие санкции будут действительно введены, мы какие-то будем свои выдвигать требования, какие-то санкции вводить в отношении Соединенных Штатов?

А.К.: Во-первых, для начала, наши войска никуда не вошли, так? Есть только право президента ввести эти войска в соответствии с нашим законодательством. Если они будут каждый раз предъявлять санкции по этому поводу, конечно, будут предусмотрены и ответные меры. Не думаю, что свертывание сотрудничества с Российской Федерацией в военно-политических вопросах выгодно Соединенным Штатам Америки. Я думаю, что они после того, как немножко передохнут, подумают и поймут, что сами наделали больших ошибок.

О.Б.: Немецкая позиция здесь очень интересна. Если верить словам германского министра иностранных дел, они возражали против исключения России из G8 и немного в стороне стоят от общей консолидированной западной позиции?

А.К.: Там не только немецкая позиция, там еще и позиция целого ряда других европейских государств. Они пока молчат, но я знаю мнение в этих странах. Там не в восторге от того, что придется кормить Украину, там не в восторге от того, что нарушаются нормальные отношения с Российской Федерацией, но они пока молчат из некой солидарности.

М.М.: А как же заявления про возможные отмены виз? Не об отмене виз, а остановки вот соглашения по отмене виз?

А.К.: Знаете, это заявление пока носит политический характер, а если дойдет до дела, не думаю, что это сильно поможет кому бы то ни было, а вот навредит это точно. И прежде всего, это навредит не российской стороне, а тем людям, которые пытаются с нами вести товарно-денежные отношения. Напомню, что объем товарооборота между Российской Федерацией и Европейским Союзом около €1 млрд в день.

Вся лента