Минфин уполномочен проследить
Его чиновники получат дополнительные надзорные функции
Правительство Татарстана намерено расширить права минфина в сфере контроля над госзакупками. По данным „Ъ“, в ближайшее время оно примет постановление, которое дает чиновникам министерства доступ к документам и служебным помещениям госкомпаний, банков и унитарных предприятий. Постановление готовится в связи с принятым недавно законом о контрактной системе в сфере госзакупок, требующим следить за прозрачностью сделок за бюджетный счет. Эксперты считают, если минфин начнет контролировать еще и унитарные предприятия, то «смысл в этой процедуре есть».
Как стало известно „Ъ“, у республиканского минфина вскоре появятся дополнительные надзорные полномочия. Министерство подготовило проект правительственного постановления (копия имеется в распоряжении „Ъ“), которое позволит ему контролировать процедуры закупок в государственных, муниципальных органах, в унитарных предприятиях и компаниях, в которых республика владеет долями, а также в банках, осуществляющих «отдельные операции бюджетными средствами».
В 2013 году республиканское управление госзакупок провело 1806 торгов на сумму 3,9 млрд руб. Чаще всего татарстанские госструктуры заказывали бензин и транспорт. По данным управления, бюджет сэкономил за счет проведения торгов больше 241,8 млн руб.
Контролирующие функции есть у минфина и сейчас — в положении о министерстве закреплена обязанность следить за размещением госзаказов на территории республики, но права минфина там не указаны. Проект постановления добавляет ему инструментов. В частности, кроме права запрашивать информацию, документы и объяснения у подконтрольных ведомств и компаний, чиновники получат возможность беспрепятственно посещать служебные помещения проверяемых органов, а также «требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг». Министерству позволят привлекать к экспертизе независимых аудиторов. По итогам проверок минфин может начать административное производство либо применить «меры принуждения», прописанные в Бюджетном кодексе,— взыскание пеней, полное отчуждение выделенных бюджетных денег, сокращение или замораживание трансфертов.
Постановление подготовлено в связи с принятым в прошлом году федеральным законом о контрактной системе в сфере госзакупок, требующим от главных администраторов доходов следить за целевым использованием бюджетных денег. Экспертизой будут заниматься несколько чиновников минфина — министр, его заместители и другие сотрудники, которых уполномочат на это отдельным приказом. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в год; их программу утверждает глава министерства по согласованию с премьер-министром республики. Поводом для внеплановой экспертизы могут послужить депутатские запросы, обращения президента, правительства Татарстана, правоохранительных органов и граждан. Проверку может инициировать и сам минфин, если обнаружит признаки нарушений.
Партнер консалтинговой компании G&L-Law Виталий Крашельников отмечает, что Татарстан «не изобрел много нового» — большинство положений, используемых в документе, заимствованы из федерального закона о контрактной системе. Владелец социальной сети «Тендеровки.ру» Андрей Плешков объясняет: республика могла наделить минфин дополнительными правами, но при этом есть риск выйти за рамки федерального закона. В таком виде документ не будет противоречить федеральным нормам.
Пресс-служба минфина вчера не ответила на запрос „Ъ“. По мнению создателя республиканского фонда «Антикоррупция» Тимура Тимуршина, наделение министерства новыми полномочиями не решит всех проблем в сфере госзаказа. «Проблема не в том, что закупки не контролируются, проблема — в отсутствии механизма обоснования проводимых тендеров»,— говорит он. Но в целом, отмечает господин Тимуршин, меры не лишены целесообразности. По его словам, сейчас под действие федерального закона о закупках прямо не попадают унитарные предприятия. «Если минфин начнет их контролировать, смысл в этой процедуре есть»,— резюмирует общественник.