"Было обнародовано политическое, а не правозащитное заявление по событиям на Украине"

Публикация на тему украинских событий на сайте президентского Совета по правам человека от имени половины участников вызвала недовольство оставшихся представителей структуры. Последние не исключают, что совет придется переформировать.

Фото: Александр Щербак, Коммерсантъ

В президентском Совете по правам человека произошел раскол. Одна его часть считает, что СПЧ должен публиковать от своего имени только решения, принятые консенсусом, а другая — что на сайте совета могут и должны появляться альтернативные точки зрения. На этой почве в понедельник во время заседания СПЧ разгорелся скандал. Поводом стала публикация на официальном сайте совета — от имени всех его членов — заявления по Украине с критикой действий Владимира Путина. Там, в частности, говорилось, что необходимо полностью исключить использование вооруженных сил в ходе урегулирования внутриполитического кризиса на Украине. Половина членов СПЧ заявляет, что документ не подписывала и даже не видела. И обвиняет подписантов в ангажированности и прозападных настроениях. Позицию этой части совета высказал председатель "Российского общественного института избирательного права" Игорь Борисов.

"Было обнародовано политическое, а не правозащитное заявление относительно событий на Украине. Отдельные члены совета открыто, осмелюсь даже предположить, с корыстным мотивом разместили свою позицию, продиктованную диктатом Запада", — полагает Борисов.

Другой член Совета по правам человека, журналист Николай Сванидзе, считает, что консультативный орган при президенте должен быть площадкой для полемики, и запрещать его участникам высказывать свое мнение недопустимо.

"На мой взгляд, это была просто не вполне пристойная истерика с которой началось заседание. Они, буквально оттерев председательствующего Михаила Александровича Федотова, оккупировали трибуну и стали шельмовать тех людей — а это половина всего состава совета, — которые подписали заявление. Когда выяснилось, что на их стороне нет большинства, они организованно покинули аудиторию. Наша функция как совета по правам человека говорить о том, что мы думаем. Если они хотят, чтобы мы были безгласны и безответственны, и только хлопали в ладоши и ели глазами начальство, то таких институций у нас много", — отметил Сванидзе.

Кроме Игоря Борисова на заседании СПЧ в том же ключе высказались еще несколько человек. Все они обвиняли коллег, подписавших скандальное заявление, в нарушении регламента, неуважении к коллегам и дискредитации совета. Среди тех, кто поддерживает эту точку зрения — политолог Иосиф Дискин, который присутствовал на заседании. Дискин уверен, что любой член президентского совета, подписав согласие на участие в его работе, должен быть лоялен по отношению к главе государства.

"Там не сервильность и "Чего изволите?", а именно лояльность. Это заявление, с моей точки зрения, вышло за границы такой лояльности. Совет не является политическим органом, общественной организацией. Либо мы найдем процедурные механизмы регулирования деятельности совета, либо необходимо обратиться к президенту для того, чтобы изменить положение о совете, вернуться к вопросу о порядке формирования, на этой основе переформировать совет", — рассказал Дискин.

Председатель СПЧ Михаил Федотов заверил прессу, что никакого раскола в Совете нет, а есть лишь разные точки зрения. Однако инициаторы дискуссии о целях СПЧ намерены добиваться изменения внутренней политики Совета, даже если для этого придется сменить его руководство. Игорь Борисов заявил, что в качестве преемников Михаила Федотова уже рассматриваются Владимир Лукин и Александр Музыкантский.

Вся лента