Рост услуг компенсирует сокращение производства
Индексы PMI указывают на стагнацию экономики
Индекс PMI сферы услуг в России за февраль 2014 года показал небольшой рост деловой активности. При этом в производственном секторе продолжилось сокращение этого показателя. В целом российская экономика в феврале оставалась в стагнации, и, по словам экспертов, перспективы усиления отмеченного в феврале слабого роста остаются крайне неопределенными.
Согласно данным исследования, проводимого по заказу HSBC, в феврале показатель индекса PMI в сфере услуг составил 50,8 пункта против 50,2 пункта в январе. Напомним, индекс выше 50 пунктов указывает на то, что в целом в определенном секторе наблюдается рост, ниже — снижение. В январе индекс опускался как раз к «красной линии» в 50 пунктов.
Данные февраля незначительно улучшили общую пессимистическую картину. Индекс сферы услуг несколько увеличился за счет роста объема заказов (что достаточно объяснимо с учетом традиционно низкой экономической активности в январе). Однако, как отмечают авторы исследования, в сравнении с данными прежних лет его следует считать слабым. При этом индекс производства обрабатывающих отраслей в феврале хоть и несколько вырос по сравнению с январем (с 48 до 48,5), тем не менее зафиксировал продолжающийся спад. Отрицательный показатель индекса фиксируется седьмой раз за последние восемь месяцев.
Снижался в феврале и объем новых заказов в производственном секторе: продолжающееся третий месяц подряд падение объема новых заказов достигло самых быстрых темпов с мая 2009 года. По словам главного экономиста HSBC по России и странам СНГ Александра Морозова, небольшое улучшение февральского показателя индекса по сравнению с январским в этом случае могло объясняться тем, что производители товаров потребления попытались увеличить производство, однако, по-видимому, столкнулись с неожиданным падением спроса на их продукцию. В феврале, по мнению господина Морозова, российская экономика также оставалась в состоянии стагнации. Едва заметный рост, зафиксированный за счет усиления активности в сфере услуг, остается не подкрепленным производственным сектором, и строить прогнозы относительно усиления спроса в данной сфере оказывается невозможным. Перспективы роста российской экономики, по словам господина Морозова, остаются «крайне неопределенными».
Перспективы ускорения российской экономики зависят от стойкости рубля
В феврале высокопоставленные чиновники Минэкономики разошлись в оценке последних внутренних макроэкономических тенденций. Глава ведомства Алексей Улюкаев убежден: пик торможения экономика прошла в третьем квартале 2013 года, а в четвертом — она уже демонстрировала оживление. Его заместитель Андрей Клепач, напротив, отметил продолжение замедления в конце 2013 года. Определяющим фактором как для первого квартала 2014 года, так и для года в целом во многом станет динамика курса рубля. Читайте подробнее