От розыска осталась одна растрата
Предъявлено обвинение зятю Анатолия Сердюкова
Главное военное следственное управление СКР предъявило обвинение в растрате Валерию Пузикову — бывшему заместителю гендиректора федерального государственного унитарного предприятия "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России" и зятю экс-министра обороны Анатолию Сердюкову. Поскольку находившийся в розыске господин Пузиков добровольно явился в следственные органы, задерживать его не стали, ограничившись подпиской о невыезде. Между тем с доказательствами вины по громкому делу уже возникли проблемы.
По данным "Ъ", Валерий Пузиков и его адвокаты приехали в здание Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР в переулок Хользунова в минувшую субботу, заранее договорившись со следователем по телефону о встрече. В течение нескольких часов господин Пузиков давал развернутые показания в рамках возбужденного в его отношении в январе этого года уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) и ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение и растрата, совершенные группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере). В частности, как рассказывают источники "Ъ", господин Пузиков сообщил, что он не скрывался от следствия, а в последнее время ездил по стране по делам своего бизнеса. Узнав же из СМИ о том, что его объявили в федеральный розыск, проверил эту информацию и решил вернуться в Москву, чтобы дать необходимые пояснения следствию. В итоге обвинение ему было предъявлено только в растрате.
Как сообщил вчера официальный представитель СКР Владимир Маркин, учитывая, что господин Пузиков добровольно явился к следователю, его "сняли с федерального розыска" и не стали задерживать.
За это господин Пузиков обязался не препятствовать расследованию, являться по первому требованию следователя, примерно себя вести и не покидать места жительства без разрешения ГВСУ СКР.
Следствие считает, что, исполняя госконтракты на оказание услуг по автотранспортному обеспечению управлений Минобороны России, ФГУП "Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России" (ИТЦ) должен был предоставить военному ведомству в аренду автомобили Toyota Land Cruiser, Mercedes-Benz GL 320 4 Matic, Porsche Cayenne Turbo, Hummer и BMW 760LI, которые, в свою очередь, были взяты во временное пользование господином Пузиковым у коммерческих организаций, принадлежащих его жене. Несмотря на то что эти машины военным ведомством фактически не использовались, ИТЦ с 2010 по 2012 год перечислил коммерческим организациям более 8 млн руб.
Кроме того, отметил господин Маркин, на должности менеджера, секретаря-референта и медицинской сестры в ИТЦ были назначены лица, состоящие в родственных связях с господином Пузиковым, "которые фактически свои обязанности не исполняли". "Руководство (ИТЦ.— "Ъ"), зная об этом, подписывало приказы о выплате им заработной платы, премий, а также об оплате расходов на командировки. Указанными действиями предприятию причинен ущерб на сумму свыше 4 млн руб., который уже возмещен",— сообщил господин Маркин.
По данным "Ъ", возместил ущерб не господин Пузиков, а бывший гендиректор ИТЦ Валерий Седов и его главный бухгалтер Ирина Петухова, арестованные летом прошлого года по обвинениям в мошенничестве и растрате. Эпизод с "левыми" выплатами пока не прекращен, зато уже закрыто дело в части фальшивой банковской гарантии, которая использовалась при заключении контракта между ИТЦ и Минобороны. Как оказалось, недостоверная гарантия не оказала никакого влияния на исполнение сторонами своих обязательств. Господ Седова и Петухову освободили из-под стражи в конце 2013 года — не исключено, что вскоре может быть свернуто и их уголовное преследование.
Не признал обвинение в растрате и Валерий Пузиков, тем более что ИТЦ не заявлял о том, что ему был причинен какой-то ущерб. В части зарплат фиктивным сотрудникам он показания дать не успел. В свою очередь, адвокат господина Пузикова Сергей Старовойтов считает, что это были не хищения, а скорее налоговые нарушения. "Насколько мне известно, данная схема начала использоваться в ИТЦ за несколько лет до появления в руководстве ФГУПа господина Пузикова (он начинал работать в ФГУПе обычным автомехаником.— "Ъ"). Предприятию просто необходимы были наличные средства для покрытия неофициальных затрат",— отметил он. В части оплаты аренды машин, считает защитник, также не было события преступления. ИТЦ, объяснил господин Старовойтов, предоставлял по заявкам Минобороны не только лимузины, но и бронированные внедорожники, которые, как правило, находились в режиме ожидания чиновников в Северо-Кавказском регионе.
"ФГУП много лет занимался только автотранспортным обслуживанием различных госструктур,— отметил защитник.— Речь идет о сотнях машин, в том числе специальных. Отдельные проблемы по нескольким из них не могут категорично указывать именно на хищения. Я надеюсь, что следствие объективно разберется в этом деле, несмотря на кажущуюся скандальность родственных связей господина Пузикова".