Высший беспилотаж
Факт появления беспилотного аппарата над Ульяновском установлен
Комиссия Росавиации завершила расследование авиаинцидента, проиcшедшего 17 февраля в небе над Ульяновском, когда неизвестный объект вышел на опасное сближение с самолетами ДОСААФ. Специалисты подтвердили информацию „Ъ“, что это был беспилотный летательный аппарат (БПЛА), однако определить его тип не смогли. Материалы переданы в транспортную прокуратуру для дальнейшего расследования и поиска виновных в инциденте. К работе подключились и сотрудники ФСБ.
Как стало известно „Ъ“, на днях спецкомиссия Приволжского территориального управления воздушного транспорта Росавиации завершила выяснение обстоятельств авиационного инцидента с БПЛА в Ульяновске.
Напомним, утром 17 февраля в регулируемой зоне полетов воздушных судов (зона С) аэропорта Баратаевка «двойка» реактивных спортивных самолетов L29 («Дельфин») ульяновского аэроклуба ДОСААФ выполняла тренировочные полеты. Вскоре после взлета «двойки», ориентировочно в 10:15 диспетчер организации воздушного движения обнаружил на экране локатора, что в районе поселка Архангельское (пригород Ульяновска), где летели L29, на высоте в 2,1 тыс. метров с тем же курсом в 270 град. (со стороны а/п «Ульяновск-Восточный» в сторону поселка Ишеевка) в хвост к самолетам заходит, догоняя их, неизвестный летательный аппарат. Объект двигался со скоростью около 500 км/час, в то время как скорость L29–400 км/час. Диспетчер, предупредив пилотов об опасном сближении, дал пилотам ДОСААФ команду срочно менять курс и высоту. По словам одного из пилотов, уходя в вираж, он увидел сигарообразный БПЛА, предположительно, военного назначения, чем-то напоминающий крылатую ракету — с удлиненным фюзеляжем, не имеющий кабины, с укороченными крыльями и красными законцовками. После разворота самолетов L29 БПЛА ушел в сторону Пензы, а затем пропал с экранов локаторов.
Как пояснил „Ъ“ заместитель руководителя терруправления Росавиации Александр Нетреба, комиссия свою работу завершила и подтвердила, что причиной авиационного инцидента стал полет в зоне С беспилотного летательного аппарата, вышедшего на опасное сближение с самолетами ДОСААФ. «Фактически комиссия подтвердила, что отметка приближающегося летательного аппарата на экране радиолокаторов была, летчики самолетов L29 этот объект видели. Скорость его — около 500–600 километров в час, общий размах крыльев — в пределах 4 метров, длина фюзеляжа — около 6 метров. Поскольку летательный аппарат неизвестен, а мы ведем работу по зарегистрированным летательным аппаратам, то все остальное расследование — уже не наша компетенция, нас все равно никто никуда не пустит для выяснения», — сказал господин Нетреба. По его словам, «на сегодня все материалы комиссии переданы в Ульяновскую транспортную прокуратуру».
«Дальше уже они будут выяснять, что это за объект, кому он принадлежит, контактировать с организациями, которые могли иметь к этому отношение», — подчеркнул замглавы управления.
По словам ульяновского транспортного прокурора Сергея Шушина, ведомство начало проверку «с самого начала», а комиссия Росавиации работала по поручению прокуратуры: «Для того мы и привлекали ее специалистов, чтобы они смогли по указанным параметрам определить возможный тип летательного аппарата». Теперь, по его словам, прокуратура сама продолжит работу по поиску виновных, и, возможно, будет привлекать новых специалистов, чтобы определиться с типом БПЛА и его владельцами. Ориентировочные сроки окончания расследования в транспортной прокуратуре называть отказываются.
В Ульяновском управлении ФСБ подтвердили, что продолжают свою проверку, однако до ее окончания давать комментарии отказываются.
Между тем анализ разрабатываемых и производимых в России БПЛА военного назначения (в т. ч. крылатых ракет), проведенный „Ъ“ на сновании открытых источников, показывает, что больше всего описанию БПЛА, указанному комиссией Росавиации, соответствуют по своим габаритам и тактико-техническим характеристикам БПЛА Ту‑143 («Рейс‑2», с турбореактивным двигателем, скорость — до 950 км/час, размах крыла — 2,24 м, длина фюзеляжа — 8 м, серийно производился в 1970-1980 г., выпущено 950 шт., находился на вооружении Советской армии, на сегодня некоторое количество сохранилось в качестве беспилотных мишеней) или БПЛА-воздушная мишень «Дань», или «Дань-М» (размах крыла 2,68 м, длина — 4,6 м, скорость полета — 300–710 км/час, разработка ОКБ «Сокол», Казань; производится на Оренбургском производственном объединении «Стрела» с 1993 года). По данным „Ъ“, пилот показал, что увиденный им объект больше всего походит именно на воздушную мишень «Дань».
Руководитель ульяновского аэроклуба ДОСААФ Владимир Дворянинов настаивает, что необходимо приложить все усилия, в том числе спецслужб, чтобы найти виновника. «Меня возмущает излишняя секретность, развернутая вокруг этого авиационного инцидента, потому что у каждого нарушения есть конкретные фамилия, имя и отчество. И если сейчас все это засекретить, то это будет означать, что что-то подобное может повториться. Если 17 февраля катастрофы не случилось только благодаря мастерству пилотов аэроклуба и маневренности спортивных самолетов, то встреча БПЛА с пассажирским самолетом может привести к очень печальным последствиям», — сказал он. По его мнению, «секретность должна быть в другом, и это прописано в Федеральных авиационных правилах» (ФАП‑138), «в соответствии с которыми на время полетов БПЛА устанавливается специальный временный или местный режим, и тогда все остальные сидят на земле и даже не спрашивают, кто там летает» (согласно ст. 52 ФАП‑138, использование воздушного пространства для полетов БПЛА осуществляется только на основании плана полета и специального разрешения. — „Ъ“). «И поэтому, каким бы секретным ни был сам объект, тот, кто давал разрешение или приказ на запуск БПЛА, должен быть найден. Как минимум его должны отстранить, пока не выучит Воздушный кодекс и ФАП, как максимум — он должен лишиться должности, и об этом должны узнать все», — подчеркнул глава аэроклуба.