"Наши меры поддержки ориентированы на те сферы, где помощь города больше нужна"

Как налоговое бремя влияет на малый бизнес в Москве? Что такое специальный режим налогообложения? Может ли начинающий предприниматель рассчитывать на помощь власти в кризисной ситуации? На эти и другие вопросы специальному обозревателю Александру Руснаку ответил заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства правительства Москвы Дмитрий Князев.

Фото: Московская городская Дума

— Сегодня в гостях студии радиостанции "Коммерсантъ FM" заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрий Князев. Добрый вечер.

— Добрый вечер.

— Тема сегодняшней нашей беседы: "Нужна ли господдержка малому бизнесу?". Дмитрий Александрович, для многих представителей бизнес-сообщества сегодня, несмотря на самые хорошие или плохие изменения, бытует мнение, что власть не дает развиваться бизнесу, тем более, малому, ущемляет его интересы. Скажите, так ли это? И вы как представитель власти можете сказать, что делает власть для того, чтобы развеять этот миф?

— Я не сторонник теории заговоров. Мне трудно представить ситуацию, когда чиновники федерального правительства или регионального правительства собираются в укромном месте для того, чтобы обсудить, как они на следующий день будут ущемлять интересы малого бизнеса. То, что те или иные властные решения могут затрагивать интересы предпринимателей, в чем-то их ограничивать. Такое действительно может быть. Но в то же время, то или иное решение может развивать бизнес в смежной сфере. Приведу простой пример: многие предприниматели сетовали на то, что некоторые улицы Москвы становятся пешеходными, и для многих, чей клиент приезжал на автомобиле, эта модель стала убыточной, потому что просто клиент перестал приезжать к ним.

С другой стороны, те виды бизнесов, сервисов, которые ориентированы на праздно шатающуюся, отдыхающую публику, в этих местах получают развитие. Это происходит, потому что созданы те территории, которые предполагают отдыхающих людей, которые, отдыхая, готовы тратить свои деньги. Поэтому я бы не сказал, что однозначно то или иное решение ухудшает или улучшает бизнес-ситуацию. Всегда есть выигравшие. Наша задача — сделать так, чтобы те предприниматели, которые при тех или иных принятых решениях почувствовали себя ущемленными, подсказать им, какой выход у них имеется, чтобы они могли свой бизнес в дальнейшем развивать. Власть реализует программу поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которого мы и реализуем мероприятия, которые, учитывая специфику мегаполиса, — а это очень существенный момент — дают возможность бизнесу развиваться.

— Скажите, могут ли тогда представители малого бизнеса рассчитывать на то, что станут партнерами власти в развитии социально-экономической жизни Москвы, большого мегаполиса?

— За многие проекты, которые я курирую, мне приходится лично отвечать. Я опираюсь на бизнес именно как на партнеров. Если мы говорим, например, о предоставлении субсидий, финансовой поддержки, то условия я трактую абсолютно как партнерские. Город готов поддержать ваш проект. Ваш проект является интересным для города, он решает ту или иную проблему, существенную для его жителей. Но если город поддерживает этот проект, возьмите на себя как партнеры ряд обязательств, которые интересуют город. Создайте рабочих мест немного — три-пять — предложите реально востребованную услугу или товар для жителей, которые нужны. Если это детский центр, предложите нам приемлемые условия. Если это продукты, то пусть ваш магазин будет чистым, аккуратным, а продукты не будут просроченными. Если мы говорим о том, что вы берете бизнес, выплачивайте налоги, поскольку они пополняют городской бюджет. Вот это партнерские отношения. Мы вам поддержку, вы — то, что улучшает городскую среду.

— Вы сказали о целевой программе развития малого и среднего предпринимательства по Москве. Программа долгосрочная, она неоднократно публиковалась в прессе, о ней много говорили. Скажите, насколько на деле реализация этой программы может стимулировать экономическую активность в столице?

— Любая программа эффективна в том случае, если она точно определила для себя адресата и свою направленность. Бизнес в Москве многообразен. 400 тысяч субъектов предпринимательства реально действуют, реально выплачивают налоги, реально сдают отчетность. Я не буду касаться тех, кто создал фирмы-однодневки или те предприятия, которые были брошены. Реально действующих — 400 тысяч. Это много. Они очень разные. Есть предприятия, которые целиком ориентированы на население. Есть предприятия, которые ориентированы на обслуживание городской инфраструктуры. Есть предприятия, которые решают очень важные социальные задачи.

Я уже упоминал, например, работу с детьми. Очень сложно всегда строится бизнес на работе помощи семьям, где детишки требуют специального внимания. И город в этом плане ориентирован на поддержку тех предприятий, тех зон, где задачи города будут решаться наиболее эффективно, с точки зрения реализации бизнес-процессов. Есть проекты, которые идут хорошо. Приведу в пример торговлю. Не потому, что мы не поддерживаем торговлю. Торговля в Москве обеспечена 12-миллионным населением, которое, по данным статистики, имеет средний уровень заработной платы около 50 тыс. руб. Мы с вами, москвичи — самое платежеспособное население в России. И в этом смысле у торговли, безусловно, большой ресурс для развития.

У нас есть средства, у нас есть представление о том, что такое достойный уровень жизни. Многие ездят за границу и наблюдают. Мы хотим это получить здесь, поэтому различные сервисные службы, торговые службы имеют в лице населения такую эффективную поддержку. А есть сферы, где бизнес идет сложнее — это работа с инвалидами, бытовые услуги, это, вне зависимости от вида деятельности, начинающие предприниматели. Наши меры поддержки в большей степени ориентированы на те сферы, где помощь города больше нужна.

— Скажите, все-таки, почему и от кого исходит мнение, что власть не дает развиваться бизнесу?

— Оно исходит, безусловно, от самого бизнеса. И если мы говорим, что 400 тысяч — это хорошо, это не значит, что этим 400 тысячам очень легко и беззаботно. Поэтому любое изменение, которое происходит под веянием федерального ли законодательства, московских ли правил, безусловно, влияет на ту или иную сторону. Можно привести массу примеров, достаточно острых в обсуждении. Возьмем, например, подземные переходы. Помните, были торговые точки в подземных переходах? И в какой-то момент возникло волнение, обсуждение, около 1 тысячи 300 ларьков, боксов, было по всей Москве. И было волнение в бизнесе, что сейчас город будет эти ларьки убирать, люди потеряют свои рабочие места. Нам пришлось этим заниматься, потому что Московская торгово-промышленная палата подключилась к этой проблеме. Что выясняется? Я сейчас обсуждаю не для того, чтобы кого-то винить, кого-то нет. Я занимался бизнесом с 1992 года и многие интересные периоды в жизни вместе со страной прожил. Я не говорю с точки зрения навешивания ярлыков или диктовки какой-либо морали. Я описываю ситуацию, как она есть, чтобы понять, какое правильное решение в ней должно было быть принято.

Выясняется, что 80 арендаторов подземных переходов, которые уже много лет арендовали у Мосгормоста площади, оборудовали эти замечательные торговые боксы. и другие предприниматели арендовали эти помещения для продажи — и часы, и колготки, и цветы. Разница в стоимости аренды земли и готового участка составляла до шести раз. Я не готов сейчас комментировать, как это происходило и почему это происходило, но в какой-то момент город как собственник обнаружил, что "моя собственность может быть в интересах города использована более эффективно". И он сделал шаг вполне логичный для любого рачительного хозяина: я сам буду сдавать эти помещения в аренду, а деньги будут поступать в бюджет города.

И в этой ситуации он дождался, когда были завершены все действующие договоры, все обязательства по аренде были выполнены. И предложил арендаторам освободить эти участки для того, чтобы развернуть там свои торговые площади. При этом, тем конечным предпринимателям, которые там осуществляли торговлю, были предложены условия дешевле, чем у них были раньше. Это действительно вызвало напряжение в этой сфере.

Простой пример, житейский — квартира. Вы сдаете квартиру, и у вас там живет замечательный человек в дружбе со всеми соседями и вам вовремя выплачивает арендную плату. Но в какой-то момент вам эта квартира нужна. Сын женился, надо его где-то разместить, брат приехал и хочет поселиться. Это ваше право. В конце концов, вы ее хотите просто продать, и вам нужны деньги для чего-то иного. Вы ему говорите: "Наш договор завершен, освободи мою собственность, я имею на нее виды". А этот замечательный человек говорит: "Я не хочу, мне здесь нравится. Мои дети пошли в эту школу. Я дружу со всеми соседями, я сделал здесь ремонт, я не хочу отсюда уходить". И здесь уже должен быть некий вопрос переговоров и некий компромисс. Мне кажется, иногда власть излишне демонизируют, навязывая ей или присваивая некие свойства, ей, на самом деле, не присущие. Вот она либо делает заговор, либо она в каких-то интересах душит малый бизнес. Попробуйте, особенно в сфере бизнеса, взглянуть на процессы с точки зрения бизнес-процессов, и многие вещи станут понятными.

— Дмитрий Александрович, мнение многих молодых предпринимателей: на старте предприятия лучше не платить налоги. Сначала нужно раскрутить бизнес, потом нужно начать выплачивать уже налоги. Для них налоги — излишнее обременение. Может ли, по вашему мнению, власть предложить для них условия развития с возможностью развиваться, не нарушая закон, но и не нести с первого шага бремя, которое для многих непосильно?

— Я сталкивался с такой позицией. И здесь нужно объяснять, что с точки зрения взаимоотношений бизнеса и власти, такая схема некорректна, как минимум. А с точки зрения бизнес-процессов — очень сложно перестроить бизнес, который был выстроен по схеме, исключающей те или иные виды затрат, а налоги — это одна из составляющих затрат, которые бизнес несет. По поводу налогового бремени: на самом деле, если просчитать любой бизнес, начинающий или не столь начинающий, то затраты на аренду, мы говорим о Москве, потому что ситуации разные в разных регионах) для Москвы все-таки затраты на аренду, затраты на заработную плату сотрудников являются значительно большей составляющей в общей структуре затрат, чем все остальные, в том числе и налоги. Мы, кстати, не так давно проводили исследования, обратились к компании PricewaterhouseCoopers — это компания глобальная, репутация которой высокого стоит — мы проводили исследования относительно того, насколько налоговое бремя в Москве отличается от налогов в других странах. Можно рассчитывать на их компетентность в этой сфере, потому что для каждой страны исследования проводит тот офис, то представительство, которое в этой стране компания имеет. По результатам исследования, "упрощенка", которая является сегодня наиболее популярной, из 20 стран топов по размеру налогообложения в мире ставит Москву на 8-е место.

У нас, на самом деле, не такие большие налоги для малого бизнеса, если использовать специальный режим налогообложения. Многие спрашивают: "Дайте нам льготы по налогам, дайте нам скидки по налогам". Уважаемые предприниматели, у нас это по-другому называется, это называется "специальный режим налогообложения". Он создан именно для того, чтобы помочь начинающим предпринимателям, малым предприятиям это самое пресловутое "налоговое бремя" оптимизировать под реальные размеры их бизнеса. Поэтому в данной ситуации Москва объективно не тяжелее с точки зрения налогов и ведения бизнеса ни Нью-Йорка, ни Лондона, ни Парижа, тех стран, которые мы рассматривали в качестве прототипа, ни Сингапура. Перестроить свой бизнес — с чего вы начали — молодым предпринимателям, потом под "белую схему" — очень сложно. Мой знакомый в 2000-е поставил перед собой задачу "обеления": он посчитал, что это безопаснее для его бизнеса. Он игрался во все эти игры с уходом от налогов, а потом убеганием от контролирующих органов. Он потратил на это 3 года с момента принятия решения до того момента, когда он адаптировал свои уже отлаженные бизнес-процессы к тому, что возникают дополнительные расходы на зарплату, на налоги, которые несет само предприятие. И на сегодняшний день наше общение показывает, что даже в условиях кризиса 2008 года он остался верен себе.

— Кстати, по поводу кризиса: многие молодые ребята, кто открывает свой бизнес, воспринимают его как живой организм, они живут им. Закрытие такого бизнеса — это очень серьезный удар, воспринимается, как крах чуть ли не всей жизни. В кризисных ситуациях даже если все случилось по вине предпринимателя, может ли помочь власть?

— Власть может помочь, у нее есть набор инструментов, но все эти инструменты предполагают, что все риски и всю ответственность, всю прибыль получает сам предприниматель. Мы можем помочь консалтингом, мы можем помочь экспертам, которые в критической ситуации могут подсказать правильное решение, но реализовать это решение должен сам предприниматель. И в этом смысле все-таки, мне кажется, к потерям относиться ровно так, как они заслуживают. В Америке сегодня в большей степени оказывается поддержка тем компаниям, тем предпринимателям, которые начинают бизнес во второй раз. Потому что у людей, которые прошли первый этап накопления опыта, есть опыт потерь, они более осторожны, более взвешены. Они пытаются прогнозировать дальше, они будут строить более устойчивые бизнес-схемы, и тогда им есть смысл помогать, потому что от них можно ждать больше отдачи. Истина о том, что 50% бизнеса закрывается в первый год — это родилось не здесь, не в Москве и не в России. Мы все это слышим, когда только начинаем обсуждать, как начать свой бизнес. Это знания из тех стран, где, по нашему мнению, бизнес легко и беззаботно живет. Попробуйте у налоговой каждому второму говорить: "Твой бизнес закроется, твой бизнес закроется", никто это понять не сможет, с этим согласиться сложно. Важно, что потеря и неудача не должна остановить человека от дальнейших попыток, она должна дать ему площадку для следующего шага, и наша задача в этой ситуации — работать с таким предпринимателем для того, чтобы он понял, что неудачи неудачами, но город дает реальные ресурсы для развития бизнеса.

— Предприниматели часто считают, что государство поддерживает только "своих", что уровень коррупции власти — это порог, через который молодому предпринимателю перепрыгнуть не возможно. Можно ли на сегодняшний день убедить молодых предпринимателей в обратном, и возможен ли конструктивный диалог малого бизнеса с властью?

— То, что московское правительство поддерживает своих предпринимателей — это абсолютно верно. И свои предприниматели — это те предприниматели, которые зарегистрированы в Москве, которые свои товары и услуги и бизнес-идеи продвигают в Москве в интересах жителей, в интересах развития города. Поэтому когда мы рассматриваем вопросы финансовой поддержки, первое, на что мы обращаем внимание: как город, жители выигрывают от того, что проект получит развитие? Мы не ставим перед начинающими предпринимателями глобальные цели: если он открывает детский развивающий центр, мы понимаем, что жителям этого района будет проще, потому что им будет ближе водить своего ребенка. При этом мы так же понимаем, что качество услуг на сегодняшний день в такой деликатной сфере, например, как работа с детьми, должно быть максимально высоким для того, чтобы не только вопрос близости решался, но и вопрос качества. Поэтому такого рода проекты в интересах жителей, безусловно, мы поддерживаем.

Для того, чтобы доверие повысить, мы сделали, на наш взгляд, все возможное. Во-первых, самый интимный момент — это принятие решения, кому дать деньги, кому не дать деньги: сегодня это проходит при открытых дверях, отраслевая комиссия департамента по имущественной поддержке заседает ежемесячно в Центральном доме предпринимателей. Туда может прийти любой человек: и тот предприниматель, чей проект рассматривается, и тот, который только прикидывает для себя, нужна ли ему финансовая поддержка, и тот человек, который, в принципе, думает, открывать ли ему свой бизнес. Нет времени? Пожалуйста, смотрите нас в интернете: вся трансляция идет в прямом эфире. Это не самое развлекательное зрелище: восемь часов диалога, но можно посмотреть, какие проекты приносят, как предприниматели представляют свои проекты, и что очень важно, какие вопросы им задают комиссии, и как потом принимается решение, потому что оно принимается тут же сразу прямым голосованием, это все можно видеть в прямом эфире. Рассмотрели проект — проголосовали.

Среди членов комиссии чиновников только двое: это я или кто-то из моих коллег и представитель департамента экономического развития. Все остальные — это представители предпринимательского сообщества, это "Деловая Россия", это "Опора России", это Молодежный совет по предпринимательству, это Объединенная лизинговая ассоциация, представители Ассоциации российских банков — около 12 уважаемых организаций. Мы не собираемся в какой-то совещательной комнате: голосование происходит тут же, как только закончил выступать предприниматель и закончились вопросы, поэтому вопрос открытости самих процедур, на наш взгляд, должен повысить уровень доверия к этим проектам. Я очень рассчитываю, что в ближайшем марте комиссия восстановит работу. Посмотрите, как это происходит, и я надеюсь, что это сомневающихся подтолкнет к тому, чтобы начать свой бизнес в Москве.

— Поддержка — это все-таки не только консультирование, это субсидии. Всех волнуют и суммы субсидий, и как они распределяются, и какие области бизнеса на сегодняшний день более приоритетны для власти в этом распределении.

— У нас четыре вида субсидий. Это компенсации выставочных затрат. Логика очень простая: если московское предприятие здесь производит продукцию и хочет эту продукцию продавать в других регионах, выставки — это самый эффективный способ продвижения. Выставки — это дорого, поэтому московское правительство помогает участникам выставки. Участвовал в выставке, пришел показал, что ты в ней участвовал — мы предоставим поддержку до 300 тыс. руб. Это можно уже сделать сейчас, прием заявок открыт с 18 февраля.

Вторая форма поддержки — это субсидии на компенсацию затрат по лизинговым платежам. Лизинг сегодня — самая популярная и удобная схема приобретения оборудования, но она удорожает стоимость оборудования. Вместе с тем то, что предприятие в лизинг берет оборудование, для нас показатель его развития. Мы помогаем предприятиям, мы компенсируем до 30% стоимости предмета лизинга или до 5 млн руб. максимум, поэтому то предприятие, которое обновляет свое оборудование или приобретает новое, такой программой может воспользоваться. В прошлом году это была самая востребованная форма поддержки.

Третья — это компенсация процентных ставок по кредитам. Для нас так же то, что предприятие берет кредит — показатель серьезности намерений в его развитии: оно же его берет, оно собирается реализовать проект, и из этого проекта вернуть банку деньги, значит проект предполагает быть рентабельным, раз банк его одобрил. Поэтому тем проектам, которые связаны с развитием производственной деятельности, не наоборот, когда люди берут деньги, а именно на развитие своей производственного масштаба, оборудование покупают, помещения покупают именно для ведения бизнеса, мы компенсируем ставку рефинансирования, это 8%, то есть, если он брал под 19%, ему кредит обойдется в 11%, кредиты мы делаем дешевле. Неважно, в каком банке был получен кредит, в любом из банков Российской Федерации: нам нужен кредитный договор и подтверждение от банка, что обязательства перед банком он выполняет, и, соответственно, может участвовать в этом конкурсе.

И в завершение четвертая форма субсидий — субсидии начинающим предпринимателям, тем, которым меньше двух лет, которым необходимы средства на закупку нового оборудования для старта или компенсации уже затрат понесенных. Такие проекты получают большее одобрение и поддержку, потому что видно, что предприниматель свои деньги уже вложил. Он не обещает: "Я их когда-то вложу", он уже вложил и просит помочь компенсировать ему часть этих затрат. До 500 тыс. руб. по этим проектам может быть компенсировано.

В прошлом году это вторая была по популярности, в этом году мы объемы финансовой поддержки не уменьшили: в общем до тысячи субсидий мы готовы предоставить. Если у нас дела пойдут хорошо, то за счет еще и федерального софинансирования мы это количество можем увеличить, поэтому я предлагаю предпринимателям, тем, кто уже участвует в выставочной деятельности, и в прошлом году участвовал — пожалуйста, вы уже сегодня может обратиться к нам для получения финансовой поддержки.

— Можно ли на сегодняшний день озвучить общую сумму субсидий за прошлый год?

— За прошлый год были профинансированы 754 проекта предпринимателей на общую сумму 1,1 млрд руб., из них 775 млн — это средства бюджета Москвы, и 324 млн — это средства федерального бюджета.

— Увеличится ли эта сумма в этом году?

— Если мы в этом году будем работать активней, то мы и московские можем использовать 800 млн, если мы будем очень хорошо с предпринимателями быстро рассматривать их заявки, мы еще и 800 млн можем получить федеральных, потому что федеральные средства предоставляются городу только после того, как он израсходовал средства своей программы. Поэтому гипотетически такая возможность есть. К сожалению, бюрократические процедуры не всегда такую идеальную схему позволяют реализовать, но реально, что больше миллиарда рублей мы можем на такую программу предоставить.

Вся лента