7 выставок Московской фотобиеннале

Выбор Татьяны Маркиной

Саша Пирогова. "Библимен"

В проекте Саши Пироговой "Библимен" картотечные ящики изящно берут в заложники читателей

Фото: пресс-служба МАММ

Ученица Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко Саша Пирогова в своем проекте с успехом использует то, что изучила еще до того, как взяла камеру в руки. Хореографию. Видео "Библимен" — это современный танец в библиотеке, ныне РГБ, бывшей Ленинке. Юноши и девушки, а также дяденьки действуют в пространстве хранилища, в картотеке и читальном зале — живут, влюбляются, ищут выход из этой темницы знаний. Пластически действие строится не то чтобы на цитатах — на отсылах то ли к балетным постановкам Триши Браун или Саши Вальц, то ли перформансам Марины Абрамович,— вроде бы известных, но неуловимо иных. Необычные ракурсы обычных помещений заставляют не только замечать новые детали, но и подозревать, что они могут жить какой-то своей жизнью. Книги плодятся и говорят, в дебрях книжных полок кипит жизнь, а уборщицы оказываются лишь рудиментарными частями пылесосов. Проект номинирован на премию "Инновация-2014" в разделе "Новая генерация".

ММСИ в Ермолаевском переулке, до 20 апреля


Группа "ЕлиКука". "Пропаганда фотографирования"

Вопрос "Фотографироваться или не фотографироваться?" в проекте "ЕлиКука" каждый зритель должен решать для себя сам

Фото: Courtesy of the artists and Regina Gallery, Moscow

Группа "ЕлиКука" (Олег Елисеев и Евгений Куковеров) ударилась в шуточки. Художники предлагают зрителям фотографироваться на фоне великого искусства, специально для этой цели подготовленного. Зрителям надо творчески вписаться в произведение, потом сфотографировать себя на телефон (процесс предполагает коллективные действия), и затем выложить фото в фейсбуке или "В контакте". Таким образом, проект подразумевает три уровня контакта с эстетикой и социумом: одинокий зритель и одинокая картина, объединение их, взаимная эстетизация с привлечением помощников, наконец публикация в социальных сетях.

ММСИ, Ермолаевский переулок, до 20 апреля


Джессика Лэнг. "Незримое"

"Мексика" Джессики Лэнг из проекта "Незримое" — лишь краткая остановка во времени и пространстве, чувственный жест, столь быстрый, что камера едва успевает его зафиксировать, а тело — осознать

Фото: © Jessica Lange/ diChroma photography / Howard Greenberg Gallery

Дебютировавшая в кино в роли безостановочно кричащей блондинки в "Кинг-Конге" 1976 года Джессика Лэнг вначале собиралась сделаться фотографом. Два "Оскара" и "Эмми", а также пять "Золотых глобусов" отвлекли ее от поставленной задачи, однако, сделав карьеру в кинематографе, в 1990-х она вернулась к фотографии. В одном из недавних интервью Лэнг призналась, что никогда не концентрировалась на достижениях — ее всегда интересовал процесс, опыт, а не цель. Снимает она фотоаппаратом Leica M6 на высокочувствительную пленку для слабого освещения — лунного света или электрических ламп (эффекты которых ей так знакомы по съемочной площадке). Поэтому то, что получается,— это чуть смазанные кадры, схватившие жест, световой эффект, случайный сюжет, игру теней и силуэтов: "Ты сделал кадр. Теперь он живет сам по себе".

Мультимедиа Арт Музей, до 20 апреля


Дэвид Херн "Земля моего отца"

В 1993 году Дэвид Херн сфотографировал последнего шахтного пони, который поднимал наверх породу и отдыхал между сменами вместе с шахтерами

Фото: © Magnum Photos

Дэвид Херн — важная фигура в британской репортажной фотографии. Его карьера идеальна: в 1956 году он снимал венгерскую революцию, спустя десять лет стал членом легендарного фотоагентства "Магнум", спустя еще десять — основал знаменитую Школу документальной фотографии в Ньюпорте (Уэльс). Однако весь свой творческий путь фотограф идет с флагом сепаратизма в руке, изживая клеймо "родился в Англии" — ведь он валлиец и его род происходит из Уэльса. "Когда исследуешь жизнь, нужно следовать за фактами, куда бы они тебя ни вели" — на заброшенные рудники и каменоломни, потерявшие свое назначение, опустевшие шахтерские города, новые японские фабрики по производству микрочипов и цифровой техники, ларьки, торгующие гамбургерами. Валлийский мир Херн фотографировал более двадцати лет, запечатлев, как тот бесповоротно уходит в прошлое.

Мультимедиа Арт Музей, до 20 апреля


Ширин Нешат. "Не спрашивай, куда ушла любовь"

В проекте "Не спрашивай, куда ушла любовь" Ширин Нешат пишет свою грамматику чувств, единую для людей любой национальности и вероисповедания

Фото: Change Performing Arts, Milan

Художница-иранка справедливо прославлена своими работами, посвященными судьбе женщины в мире исламского фундаментализма. Ее самой знаменитой серией стали "Женщины Аллаха", фотографии женщин, закутанных в чадру, открытые участки тела которых — руки, ступни, или лицо — покрыты письменами на фарси с текстами из Корана или милитаристской поэзией. "Красота должна быть социально и политически ангажирована... Стремление к чистой красоте остается поверхностным эстетическим усилием, а политическая борьба — лишь громким криком. Только объединив их, мы получаем искусство",— считает Ширин Нешат. Один из последних ее проектов связан не с политикой, а скорее с общими, универсальными ценностями. В проект по оформлению станций метро в Неаполе Ширин Нешат пригласил легендарный критик и куратор Акилле Бонито Олива, и для одной из станций она вместе с фотографом Лучано Романо сделала портреты актеров местного театра, играющих эмоции и страсти — отчаяние, ярость, тоску,— понятные и трогающие каждого. Девять фотографий украсили вестибюль станции метро, и их же можно увидеть в Москве.

Мультимедиа Арт Музей, до 20 апреля


"Добро пожаловать в горы! Антиромантическая Швейцария Маттье Гафсу"

Город часовщиков Ла-Шо-де-Фон в фотографиях Маттье Гафсу реален и сюрреален одновременно

Фото: Courtesy Galerie C, Neuchatel

Горы и часы — из этого в массовом сознании составлен образ Щвейцарии. Молодой фотограф из Лозанны решил снять их по всем правилам, в соответствии и с туристическим вкусом, и со старыми традициями — аж от романтических полотен Каспара Давида Фридриха. Однако его Альпы обсижены туристами как мухами, а город знаменитых часовщиков Ла-Шо-де-Фон сюрреалистически пуст. Работы бесспорно документальны, но при этом сродни химере — в том же двойственном положении оказываются и автор-швейцарец, чувствующий себя одновременно и местным жителем, и туристом, и зритель, обнаруживающий, что картинка с горами с компьютерного рабочего стола существует в реальности.

ММСИ, Ермолаевский переулок, до 20 апреля


Гордон Паркс. "Американская история"

В 1956 году утешением для обеспеченного чернокожего населения США был разве что модный неон в подсветке надписи "Вход для цветных". Гордон Паркс, "Универмаг в Алабаме"

Фото: The Gordon Parks Foundation

Начиная с сороковых годов и вплоть до своей смерти в 2006 году Гордон Паркс, по сути, рассказывал одну бесконечную историю: про одиночек в конфликте с обществом. Он делал фотографии о том, каково быть черным в белом мире, бедным среди богатых или непонятым среди толпы, или истории тех, с чьими именами связаны радикальные изменения в мире: Малкольма Икса, Мартина Лютера Кинга. Это могли быть репортажные фото, или портреты, или даже статьи, стихи и кино: Паркс был также режиссером, журналистом, писателем, музыкантом, поэтом. Причем работал не только для Life, но и для Vogue и Glamour, и снимал в Голливуде — мирах, прежде доступных только белым.

Эта выставка является крупнейшей европейской ретроспективой, посвященной творчеству Гордона Паркса.

Мультимедиа Арт Музей, с 19 марта по 20 апреля

Вся лента