"Запад мог бы прислушаться к аргументам Москвы по федерализации Украины"

Блицинтервью

О том, как кризис вокруг Украины может повлиять на отношения между Москвой и Западом и на каких условиях он может быть урегулирован, обозревателю "Ъ" МАКСИМУ ЮСИНУ рассказала профессор лондонского университета King`s College, специалист по России и странам СНГ ДОМИТИЛЛА САГРАМОЗО.

— Что могут предпринять сейчас США и ЕС?

— Для отношений между РФ и Западом украинский кризис может иметь самые серьезные последствия. Мы рискуем вернуться к холодной войне. Конечно, с другим уровнем милитаризации. Гонки вооружений не будет, не будет и железного занавеса в буквальном смысле слова. Но в политическом плане Москву ждет изоляция.

Что же касается конкретных мер, то многие уже обнародованы: свертывание военных связей, прекращение переговоров о либерализации визового режима и о дальнейшем экономическом сотрудничестве с ЕС, точечные финансовые санкции в отношении российских официальных лиц, приостановка подготовки к саммиту G8. Если обстановка будет накаляться, не исключена отправка в Черное море американских кораблей. Но до прямого военного столкновения США с Россией дело не дойдет. Как и до серьезных экономических санкций со стороны ЕС: слишком сильно Европа зависит от российских энергоносителей.

— Какие интересы Москвы Запад мог бы учесть при урегулировании кризиса на Украине?

— Я бы выделила несколько пунктов, по которым Запад был бы готов прислушаться к аргументам Москвы. Во-первых, защита меньшинств, русского языка и, возможно, федерализация Украины. Во-вторых, недопущение того, чтобы в правительство входили представители ультраправых, националистических партий. В-третьих, сохранение российской базы в Севастополе при условии, что вооруженные силы РФ не станут выходить из мест своей дислокации и проводить операции на остальной территории.

— А гарантии нейтралитета Украины, того, что она не вступит в НАТО?

— Здесь как раз у меня нет уверенности, что после недавних событий западные лидеры примут точку зрения России.

— Почему Запад не направит Киеву ясный сигнал: ультранационалисты не должны занимать ключевые посты в правительстве, силовых структурах, что такой Украине с Европой не по пути?

— У многих политиков на Западе идеалистический подход к украинским событиям. Они считают Майдан революцией, народным восстанием, избавлением от тирана (что во многом соответствует действительности), но при этом стараются не замечать ту роль, которую играли и продолжают играть ультранационалисты. И это серьезная проблема, которая в значительной степени препятствует взаимопониманию с Россией.

Вся лента