Застройщикам пообещали лучшую жизнь
Кадастровая палата возобновит прием документов через неделю
Кадастровая палата Росреестра (ФГБУ "ФКП Росреестра"), приостановившая прием документов на регистрацию прав 24 февраля, возобновит его через неделю, сообщил вчера заместитель руководителя управления Росреестра по Санкт-Петербургу Сергей Никитин. Решение о временной приостановке приема документов было принято на селекторном совещании по вопросам взаимодействия филиала и управления Росреестра под председательством заместителя руководителя Росреестра Дениса Васильева, что вызвало сильное недовольство нескольких бизнес-организаций, в том числе НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга", Ассоциации банков Северо-Запада, Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Раньше застройщики могли сдавать документы в отдельном окне, не стоя в одной очереди с физическими лицами. Так оформлялось, по словам вице-президента НП "Объединение строителей Санкт-Петербурга" Алексея Белоусова, около 3,5 тыс. объектов недвижимости. Однако после переезда управления в Единый центр документов такой возможности у застройщиков не стало. Решение было найдено в конце прошлого года в создании нескольких выездных пунктов приема документов, которые были организованы силами бизнес-ассоциаций. Таких пунктов, по словам Алексея Белоусова, было три. Подача пакета документов при выездном приеме стоила 1,5 тыс., получение — 1 тыс. рублей за пакет. Эти суммы перечислялись непосредственно Федеральной кадастровой палате Росреестра, говорит господин Белоусов. "В то же время услуги посредников, берущих плату за то, чтобы, используя незаконные схемы, обойти очередь и получить документы в срок, стоят 10-15 тысяч рублей. И, конечно, при этом собранные средства оседают в карманах так называемых "консалтинговых компаний"", — говорит он.
Создание пунктов и их обслуживание происходило за счет бизнес-организаций. Сейчас подача и получение документов, по словам господина Никитина, может осуществляться на общих условиях с физическими лицами в 37 районных многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) Петербурга, число которых к концу 2014 году планируется увеличить в полтора раза. В ближайшее время, говорит представитель управления, передача всего объема документов будет делегирована МФЦ. Сергей Никитин успокаивает, что организация обособленного окна для застройщиков рассматривается, однако конкретных сроков или решений пока нет.
По словам представителей ведомства, в ближайшее время Росреестр прекратит принимать документы в собственных офисах, а высвободившиеся сотрудники будут направлены на обработку документов. При этом петербургское управление будет сокращено примерно на 100 человек (сейчас их около 650). Также в управлении подчеркивают, что кадастровой палатой принимается около 5% всех документов из общего объема поданных в петербургский Росреестр. А количество документов застройщиков в общей массе документов составляет около 20%.
Застройщики жалуются в основном на затягивание сроков получения документов, кроме того, они сообщают, что сотрудники реестра ставят при выдаче дату, близкую к нормативным срокам, из-за чего федеральное управление Росреестра не видит, на сколько сроки реально задерживаются.
Руководитель департамента недвижимости ГК "ЦДС" Сергей Терентьев говорит о том, что с областным Росреестром таких проблем не возникает. "Там пока таких проблем, как в городе, мы не видим", — говорит он. "От сложившейся ситуации страдают все: и застройщики, и банки, и дольщики. Почему-то, когда я разговариваю с коллегами из других регионов, они удивляются и говорят, что у них этой проблемы нет", — согласен коммерческий директор бизнес-единицы "ЛСР Недвижимость Северо-Запад" Денис Бабаков. В увеличении числа МФЦ, по его мнению, тоже есть "подводные камни". "Если окно будет одно и каждый пакет там будут принимать час, то это не решит, а усугубит проблему. Если их будет сотня и время на прием будет минута — да, станет проще", — заключает он. "Со сдачей документов проблем нет. Проблема с самой регистрацией и их получением. Документы находятся в Росреестре по 2-2,5 месяца, и ситуация не меняется уже который год", — говорит Наталья Агрэ, руководитель отдела продаж компании KVS. Однако не все застройщики испытывают проблемы с регистрацией документов. "Сегодня средний срок рассмотрения пакетов документов компании петербургским филиалом Росреестра составляет 30 дней, --говорит Дмитрий Трошенков, генеральный директор ООО "Главстрой-СПб". — Однако в последнее время мы отмечаем положительную тенденцию в сторону сокращения сроков регистрации сделок".
Алексей Белоусов отметил, что заявление управления Росреестра по Санкт-Петербургу об отсутствии ограничений по приему документов в МФЦ является лукавством. "Управление не регулирует работу этих центров и не озвучивает информацию о том, что один человек единовременно может подать не более двух пакетов документов. А ведь застройщикам иногда необходимо зарегистрировать сотни пакетов в день. Также замалчиваются факты нарушения сроков регистрации: задержка в обработке поданных документов на регистрацию договоров долевого участия, прав собственности на объекты недвижимости доходит до 95 дней (в среднем: регистрация ДДУ — задержка на 34 дня, прав собственности — задержка на 31 день). Не лучше складывается и ситуация с получением документов: зачастую в бумагах стоит не фактическая дата регистрации, а дата окончания регистрации, указанная в расписке о получении документов.
Сергей Литвиненко, эксперт проекта "Общественная Дума", комментирует: "Действительно, отсутствие ответного указа делает такую остановку незаконной. Должны быть очень веские основания и правильное оформление такого шага. Раз Росреестр выдает документы с задержкой, но проставляет дату просмотра регистратором, то официально у них не может быть загрузки, из-за которой потребовалось бы приостанавливать работу. То есть они сами делают все, чтобы скрыть свою загруженность, и в то же время временно прекращают прием документов. Фактически, у них нет для этого оснований".
По его мнению, подача документов застройщиками и риэлторами в общем порядке с физическими лицами ненормальна с точки зрения того, что первые создают слишком большую нагрузку и усложняют работу ведомства. "Поэтому и происходят подобные ситуации с задержками выдачи документов и временным приостановлением. Их надо принимать отдельно: приемная юрлиц должна быть отдельно от приемной физлиц", — заключает эксперт.