Папа тоже в игре
Елена Пушкарская — о реакции Ватикана на события вокруг Украины
Озабочены ситуацией на Украине сегодня все. Не исключение и Ватикан
В эти дни папа римский Франциск выражал озабоченность кровопролитием на Украине минимум трижды — в ходе общей аудиенции перед собором Святого Петра, во время церемонии "Ангелус" и на открытии первого за свой понтификат Консистория, то есть общего собрания кардиналов.
За судьбу главы украинских униатов (греко-католиков) Святослава (Шевчука) понтифик волновался меньше, поскольку верховный архиепископ Киевский и Галицкий (по совместительству кардинал) находился в Ватикане как участник вышеупомянутого кардинальского собрания. Архиепископ Святослав был активен: помимо заседаний и кулуарных встреч отслужил литургию в римском греко-католическом храме Святой Софии, участвовал в молебне о мире в церкви Санта Мария ин Трастевере, провел молитву за мир на Украине в так называемом украинском алтаре собора Святого Петра. А еще изложил свое видение событий на Украине на пресс-конференции. Обращаясь к аудитории, в основном из иностранных журналистов, аккредитованных при Ватикане, Святослав просил: "Не оставляйте нас одних!" На вопрос "Огонька", почему в тяжкий час он в Риме, а не в Киеве, архиепископ ответил, что он здесь по церковным обязанностям.
При этом святой отец, знакомый с папой Франциском еще в ту пору, когда тот был епископом в Аргентине, не уставал повторять, что папа "в курсе украинских дел", намекая и на постоянный контакт, и на высочайшее одобрение происходящего на Украине. И в это верилось уже потому, что пресс-конференция шла в помещении радио Ватикана, а модератором был глава пресс-службы Святого престола отец Федерико Ломбарди.
Вопрос, зачем ему это понадобилось, разозлил обычно крайне любезного папского пресс-секретаря. Позже выяснилось, почему: понтифик не желает быть публично вовлеченным в украинское противостояние. Эту догадку подтвердил посол РФ в Ватикане Александр Авдеев: "Святой престол делает все, чтобы не было параллели между действиями униатов и Ватиканом. Формулировки папы по Украине предельно аккуратны и сбалансированны. Он говорит только о прекращении насилия и сочувствии к жертвам". На вопрос, чего добивались униаты от главы Святого престола, Авдеев ответил: "Они хотели прикрыться авторитетом понтифика, но это им не удалось".
По словам посла, в этот раз папа Святослава не принял. Зато принял Сергея Степашина, прибывшего в качестве председателя Имперского православного палестинского общества и говорившего в основном об Украине. О ней же Степашин вел переговоры с кардиналом Домиником Мамберти, чей ранг соответствует министру иностранных дел, и с главой Папского совета содействия христианскому единству Карлом Кохом.
— Сейчас на Украине складывается некое противостояние между Русской православной церковью, греко-католической, которая не определилась, к кому она относится, и католической общиной, у которой свои интересы в Западной Украине и Польше. И раскол возможен не только по этническому принципу, но и на религиозной почве,— повторил Степашин "Огоньку" слова, произнесенные им на этих встречах. По мнению Степашина, в таких обстоятельствах "хорошо бы, чтобы прозвучал голос не только патриарха, но и Ватикана, чьи позиции на Западе Украины достаточно сильны". Как можно понять со слов представителя РФ, "с главой Римско-католической церкви достигнуто полное понимание в отношении опасности раскола на религиозной почве".
Глава пресс-службы Святого престола Федерико Ломбарди не был уполномочен давать комментарии на эту тему. Но кардинал Джанфранко Равази заявил: "Не вижу угрозы конфликта между украинскими церквями, наоборот, между ними складывается баланс". На вопрос "Огонька" об угрозе захвата православных церквей кардинал ответил: "Не думаю, что сейчас есть реальная угроза таких захватов".
И только специалист по Ватикану Пьеро Шивацци сказал то, о чем промолчали многие:
— Кризис на Украине, стране, исторически находящейся в лоне как православия, так и католицизма, может повлиять на отношения России и Ватикана и скомпрометировать договоренности между Путиным и Франциском, вновь завязав узел на дороге между Кремлем и Святым престолом.