"Продается двушка, последний этаж, стратегическая высота, удобный отход к мысу"

Парламент Крыма принял решение о том, что автономия должна стать одним из субъектов РФ. Референдум о статусе региона назначен на 16 марта. Редактор еженедельника "Коммерсантъ Деньги" Юрий Львов размышляет, что будет с его квартирой в Крыму.

Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ

В Крыму мне доводилось жарить мясо с татарами, пить с казаками и плавать с рыбаками. Поэтому рассуждаю по-простому, можно сказать, по-мещански.

Прошлым летом я надумал продавать свою квартиру в Восточном Крыму, возле мыса Казантип. Решил, что за десять лет с момента покупки места хоть и стали почти родными, но надо же еще куда-то ездить. Цены на недвижимость за этот период утроились, но теперь рынок в стагнации и прогноза на рост нет. Однако скачки доллара и евро заставили меня по-новому увидеть красоты Крыма. И тут — события.

Я уже думал переписывать объявление в таком ключе: "Продается двушка, последний этаж, стратегическая высота, обзор на две стороны, удобный отход к мысу".

Есть разные точки зрения, хорошо ли, когда полуостров в ночи берут под контроль неопознанные автоматчики. Но для местных очевидно: не будь этих безмолвных фигур, конфликт в Симферополе между русскими и крымскими татарами мог бы разгореться. Десяток жертв, пара сожженных домов — все докатилось бы и до тихих окраин полуострова. Об этом и думать не хочется.

А если Крым вступит в РФ? "Россияне построят пансионаты, дадут работу", — цитирую соседку по подъезду. Местные старики получат другие пенсии, ну и прочая российская социалка. Москвичи, которые скупили в городке, наверное, треть квартир, станут ездить без таможни — хотя неизвестно, останется ли проезд через Украину, или только через Керченский пролив на пароме. Вот если там построят мегамост — моя квартира наверняка дорожает. Еще один фактор роста спроса и цен — отмена запрета на покупку россиянами крымской земли. А вот у рыбы на рынке вряд ли есть потенциал для подорожания после вхождения в рублевую зону — цены и так московские.

Прошлым летом местные показывали мне хороший кусок побережья рядом с домом — якобы его за бесценок взял сын Януковича. Все в городке были бы не против, если бы у этого сына пляж отобрали. А прежде всего, залатали ведущую в город водопроводную магистраль и починили крыши многоэтажек. Стоит ли на это надеяться, учитывая беду и в российском ЖКХ — сомневаюсь. Зато понимаю, что городок не застрахован от новых заборов — теперь уже роcсийских чиновников, которым за рубежом иметь виллы запрещено.

А главное, я не уверен, что о крымском городке можно рассуждать вот так — без геополитики. Экономическая ситуация из-за каких-нибудь санкций может сложиться так, что я снова буду рад продать квартиру, да покупать никто не захочет.

Вся лента